О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Истребитель отыщут роботы

Минобороны задействует беспилотные подводные аппараты для поиска и подъема потерпевшего катастрофу в Сирии Су-30СМ

Российский ВМФ готовит операцию по обследованию и подъему со дна обломков истребителя Су-30СМ, упавшего в море у побережья Сирии. Как рассказали "Известиям" несколько информированных источников в военном ведомстве, сейчас определяются необходимые для решения этой задачи силы и средства. Это будут корабли из состава Черноморского флота (ЧФ). В работах предполагается задействовать водолазов и подводные беспилотники.

Морская работа для роботов

По словам собеседников "Известий", в настоящее время решается, какие поисково-спасательные суда из состава ЧФ будут привлечены к участию в операции. В случае необходимости они будут направлены к берегам Сирии. Переход займет несколько дней. После обследования дна с помощью необитаемых аппаратов и установления степени повреждения самолета будет принято решение о его полном или частичном подъеме. Работа облегчается тем, что глубина в месте падения истребителя не превышает 17 м. Это позволяет при необходимости задействовать не только беспилотники, но и водолазов. В настоящее время на месте катастрофы уже работают водолазы и специальные корабли российской военно-морской базы в Тартусе. Собеседники "Известий" не исключают, что подъем самолета может быть осуществлен уже имеющимися в Сирии средствами.

Ранее ЧФ уже проводил у берегов Сирии операции по поиску разбившихся самолетов. С помощью подводных необитаемых аппаратов были найдены и подняты на поверхность бортовые самописцы и секретное оборудование с истребителей Су-33 и МиГ-29 из состава авиагруппы авианосца "Адмирал Кузнецов".

Продолжительность операции по поиску и подъему вряд ли займет больше недели, поскольку истребитель упал рядом с берегом и зафиксировано приблизительное место аварии, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков. По его словам, в первую очередь будут поднимать тела погибших и секретные блоки с электроникой.

- Скорее всего, для поисковых работ будут привлекаться спасательные суда Черноморского флота "Эпрон" и "Профессор Николай Муру", - рассказал "Известиям" Дмитрий Болтенков. - Им понадобится около трех дней, чтобы добраться до Латакии. Оба корабля недавно были модернизированы и получили высокотехнологичное поисковое и спасательное оборудование. В том числе у них на борту есть беспилотные подводные аппараты. С этих платформ также могут работать водолазы.

Если самолет не разломился от удара об воду, то его будут поднимать целиком, добавил эксперт.

- Тогда понадобится плавкран или вспомогательное судно для работы с тяжелым крупногабаритным грузом, например КИЛ-158, который недавно был замечен в Тартусе, - отметил Дмитрий Болтенков.

Птица в двигателе

Истребитель потерпел аварию 3 мая около 09:45 мск. Это случилось при наборе высоты после взлета с аэродрома Хмеймим. В Минобороны подчеркнули, что оба летчика до конца пытались спасти самолет. По предварительной версии, причиной катастрофы могло стать попадание птицы в двигатель. В Минобороны добавили, что по самолету не велся огонь. Источники "Известий" подтвердили, что орнитологическая обстановка в районе Хмеймима всегда была достаточно сложной.

Самолет Су-30СМ пилотировался экипажем 120-го истребительного авиационного полка (аэродром Домна). Сама же машина принадлежала 31-му истребительному полку (аэродром Миллерово), и ее недавно перегнали из России в Хмеймим.

При взлете с Хмеймима транспортные и пассажирские борта обычно сразу поворачивают в сторону моря, чтобы не входить в зону возможного обстрела. Истребители же за счет высокой тяговооруженности обычно "свечкой" набирают высоту. Однако разбившийся борт повел себя иначе. По данным "Известий", это может объясняться тем, что самолет готовился принять участие в праздновании 9 Мая и отрабатывал выполнение фигур высшего пилотажа.

По словам летчика-испытателя Героя России Романа Таскаева, попадание в самолет птицы всегда связано с большим риском для летчиков.

- Большое значение имеет размер птицы, а также то, с какой частью самолета она столкнулась, - рассказал Роман Таскаев. - Если это элероны или стабилизатор, то возможна частичная потеря управления. При столкновении с крупной птицей может разбиться даже фонарь - прозрачная часть пилотской кабины - и осколками поранить летчика.

Как пояснил летчик-испытатель, самое опасное - если птица попадает в двигатель. Это может привести к разрушению лопаток турбины. Они разлетаются во все стороны и наносят повреждения самолету.

- В этом случае последствия зависят от скорости, - отметил Роман Таскаев. - Разрушения могут быть чрезвычайно серьезными. Мне в двигатель МиГ-29 на скорости 600-800 км/ч как-то раз попал небольшой голубь. Двигатель был полностью разрушен. Мне удалось его своевременно выключить - и это спало от дальнейшего разрушения самолета.

Если столкновение происходит на малой скорости и на больших углах атаки, то достаточно высока вероятность сильного крена и вращения воздушного судна, добавил Роман Таскаев. Образуется так называемый разнотяг.

Похожий случай произошел в 1989 году на Международном авиасалоне в Ле-Бурже с летчиком-испытателем Анатолием Квочуром. Во время выполнения показательного полета с элементами высшего пилотажа в его МиГ-29 попала птица, произошел помпаж двигателя. Тогда пилот успел катапультироваться с предельно малой высоты.

Опытный пилот

Командиром экипажа разбившегося истребителя был майор Альберт Давидян. Это опытный пилот, имеющий неоднократные поощрения и награды. Он одним из первых в ВКС освоил Су-30СМ. Майор Давидян окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков имени Валерия Чкалова. Судя по его странице в соцсети "ВКонтакте", пилот интересовался всем, что связано с авиацией и космосом, и слушал русский рок - в частности, группы "Алиса" и "Кино".

Альберт Давидян служил в 120-м истребительном авиационном полку в Забайкалье. Полк первым в Вооруженных силах начал осваивать Су-30СМ. Новейшие истребители были поставлены на базу в Домне в конце 2013 года, а в 2014-м они заступили на боевое дежурство.

В сентябре 2015 года четверка Су-30СМ 120-го полка перелетела из Домны в Моздок. Через несколько дней она в сопровождении Ил-76 совершила длительный полет в воздушном пространстве Азербайджана, Ирана, Ирака и приземлилась в Сирии. Эту операцию широко освещали в СМИ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка