Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Елизавета Кузнецова, Анна Пушкарская, Иван Сафронов
Опубликовано: 14.05.2018, 11:29

Аэропорты требуют расплаты


Крупнейшие российские аэропорты недовольны условиями обслуживания самолетов ведомственной авиации. Международная ассоциация аэропортов (МАА) предложила Минтрансу, Росавиации и Минфину изменить схему субсидирования расходов аэропортов на обслуживание судов силовых ведомств, которые эти услуги не оплачивают, но отказать им по закону нельзя. Обслуживание госавиации обходится в 500 млн руб. в год, но аэропортам регулярно отказывают в компенсации. Для решения проблемы МАА предлагает перевести госавиацию на полностью платные услуги.

Международная ассоциация аэропортов (МАА, включает 13 аэропортов РФ, обслуживающих более 33% общего пассажиропотока) обратилась в Росавиацию, Минтранс и Минфин с предложением кардинально реформировать систему субсидирования обслуживания рейсов госавиации. Сейчас ряд госструктур (Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС, ФТС, Росгвардия) освобожден от платы за аэропортовое и наземное обеспечение полетов. Эти расходы, согласно Воздушному кодексу, должны возмещаться из федерального бюджета по мере обращения аэропортов в Росавиацию. Но "в последние годы аэропорты все чаще получают от Росавиации отказ в субсидии из-за ограничения бюджетных ассигнований", говорится в обращении МАА.

Ежегодно аэропортам требуется более 500 млн руб. на эти цели, но из бюджета выделяется в полтора-два раза меньше. Сумма неуклонно сокращается: если в 2016 году она составила чуть более 315 млн руб., то в 2017 году - 266,7 млн руб., а в 2018 году - всего 253 млн руб. В 2016 году отказ в субсидировании получили 46 аэропортов РФ, а в 2018 году - уже более 70. В частности, аэропорт Сочи недополучил за последние три года более 107 млн руб. В 2014 году аэропорт Кольцово в Екатеринбурге недополучил 35 млн руб., а аэропорт Стригино в Нижнем Новгороде - 20 млн руб. из-за исчерпания бюджетных лимитов. По данным "Ъ", аэропорты, не получив удовлетворения своих требований в судах низших инстанций, обратились в Конституционный суд (КС), оспаривая установленный порядок возмещения затрат как нарушающий принцип равенства перед законом. КС принял жалобы к рассмотрению.

Для решения проблемы МАА предлагает, чтобы услуги всем пользователям воздушного пространства оказывались только на платной основе. Это предложение, по мнению МАА, полностью соответствует позиции Минфина. Там запрос "Ъ" направили в Минтранс, где "Ъ" сообщили, что Росавиация "как главный распорядитель бюджетных средств регулярно направляет в Минфин предложения о дополнительных компенсациях аэропортам". Представитель ведомства пояснил "Ъ", что "предложения были направлены в свое время, но конечное формирование бюджетной части не вопрос Росавиации".

По мнению МАА, ее идея "существенно упростит взаимодействие операторов аэропортов и потребителей их услуг, снизит финансовая нагрузка аэропортов, а у организаций госавиации появится стимул оптимизации работы". Объем не покрытых субсидиями расходов аэропортов предлагается перенести на последующие годы или уменьшить за счет них налогооблагаемую базу аэропортов, и уже с 2019 года, полагают в МАА, Росавиации и Минтрансу нужно учитывать в бюджете недополученные ранее доходы аэропортов. Сами заявки аэропортов следует удовлетворять "пропорционально доле подлежащих компенсации выпадающих доходов по всем аэропортам", а не в порядке очереди. В силовых структурах, а также в крупнейших аэропортахкомментарий "Ъ" не предоставили.

Источник "Ъ" в отрасли отмечает, что аэропорты постоянно сталкиваются с этой проблемой: "Если неплатежеспособным авиакомпаниям гражданской авиации аэропорт может спокойно отказать в обслуживании, то самолетам госавиации - нет". При этом добиться постфактум через суд оплаты услуг за взлет-посадку, стоянку и прочее - "задача почти нерешаемая", добавляет он.

У госавиации значительная часть вылетов срочная, провести предоплату по ним невозможно, отмечает исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев. По его мнению, принципиальная проблема в том, что бюджет Росавиации невозможно формировать со значительным профицитом и гарантиями сохранения ассигнований в последующие годы. А реализовать схему взаимозачетов за счет налоговых платежей операторов аэропорта, полагает он, будет еще сложнее. Поэтому, считает эксперт, быстрого разрешения ситуации не предвидится.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 мая 2018 года | Дайджест публикаций за 14 мая 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости