О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новосибирские авиастроители разрабатывают "умный" материал для самолетов

Специалисты ФГУП "Сибирский НИИ авиации им.С.А.Чаплыгина" (СибНИА) разрабатывают композитный материал, обладающий так называемой "памятью формы"

Специалисты ФГУП "Сибирский НИИ авиации им.С.А.Чаплыгина" (СибНИА) разрабатывают композитный материал, обладающий так называемой "памятью формы", сообщил научный руководитель института Алексей Серьезнов журналистам во вторник.

"Мы идем к тому, чтобы композиционные материалы обладали свойством, которое называется "памятью формы", - сказал он.

А.Серьезнов отметил, что в настоящее время крыло любого летательного аппарата представляет собой достаточно сложную конструкцию, включающую движущиеся части (предкрылки, закрылки и т.д.).

"Возникает щель между основной конструкцией и предкрылком или закрылком. Это, во-первых, повышает уровень шума, во-вторых, возникает ряд проблем, связанных с аэродинамикой этих устройств", - рассказал научный руководитель.

Предполагается, что перспективный материал на основе углепластика позволит создать целостное крыло, передняя или задняя кромки которого отклоняются под воздействием, например, электрического импульса.

В результате, пояснил ученый, крыло самолета в определенном смысле становится похожим на крыло птицы, которое меняет форму в зависимости от фазы полета.

А.Серьезнов сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь", что в композиционный материал включают или пьезоэлементы, на которые подается напряжение, и в результате крыло меняет форму, или вводят металл (сплав титана и никеля), который обладает "памятью формы", восстанавливаемую при нагреве.

"Пока идет отработка начальной стадии технологии. На западе единственное достижение - Airbus сделал небольшую вставку на крыле самолета, чтобы посмотреть, что из этого получится. Катастрофического отставания (в России - ИФ) я не вижу", - сказал он.

Также, по словам А.Серьезнова, проводятся исследования по влиянию наночастиц на характеристики авиакомпозита, а также самовосстанавливающимся материалом.

"В процессе эксплуатации летательного аппарата могут быть удары птиц, град, могут возникать усталостные трещины. Уже существуют материалы, и мы работаем над этим, которые позволяют "заращивать" эти повреждения", - сказал ученый.

В целом, отметил А.Серьезнов, к 2030-2035 гг. ожидается масштабное обновление авиапарка.

"Я думаю, что к этому времени будут уже работать и самовосстанавливающиеся материалы, и интеллектуальные композиционные материалы", - добавил он.

ФГУП "Сибирский НИА им. С.А.Чаплыгина", в соответствии с госконтрактом с Минпромторгом, разрабатывает линейку перспективных самолетов для местных и региональных авиалиний. В СибНИА разработан первый в РФ цельнокомпозитный самолет ТВС-2ДТС, производство которого планируется начать в 2021 г. на Улан-Удэнском авиазаводе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс-Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка