ВПК.name
17 мая 2018, 15:47
Кто и зачем приезжал на Eurasia Airshow
Авиасалон за неделю не устроишь, к такому масштабному мероприятию, тем более проводимому впервые, нужна длительная подготовка
Два года назад радикальные турецкие военные предприняли попытку вооруженного переворота ("Все включено, даже путч"). Последовали репрессии, начались разговоры о смене формы правления. Поправки к конституции, если вступят в силу, дадут нынешнему президенту неограниченные полномочия.
Ататюрк уже не тот
Отметим главное - противостояние ратующих за исламизацию страны, пусть и умеренную, тем, кто считает Турцию в первую очередь светским государством, каким оно виделось Кемалю Ататюрку. Еще десять лет назад его портретов было навалом, едва ли не больше, чем турецких флагов. Теперь обнаружился всего один и тот вывесили на открытии авиасалона в первый день публичного посещения, в ходе бизнес-дней его не было.
На открытии было показано видеообращение Реджепа Тайипа Эрдогана, суть - Турция намерена строить свои самолеты. Сразу попытаемся понять, с чего может начаться местное авиастроение, пока отметившееся лишь производством копии итальянского ударного вертолета, выпускаемого под названием Т-129 АТАК. Скорее всего это должен быть транспортный самолет (в гражданском и военном исполнении) грузоподъемностью порядка 40 тонн для переброски военнослужащих и тяжелой техники. С учетом боевых действий на востоке страны, которые заканчиваться не собираются, требования к машине дополняются необходимостью коротких взлета-посадки, причем с использованием в том числе и грунтовых аэродромов. Соответственно авиасалон стал своеобразными смотринами авиационных держав, большей частью именно тех, кого турки в первую очередь видят своими партнерами в создании такой машины: Россию, Украину, Иран. Есть подозрение, что его финансирование не в последнюю очередь шло из российских источников - чем-то другим рекламу нашей ОАК на ленточках бейджей, бывших у подавляющего большинства участников, объяснить трудно.
Позвольте, спросят знатоки мирового авиапрома, а как же эрбасовский универсальный военный транспортник Т-400М, в производстве которого страна принимает участие и часть его "тиража" расписана в том числе на Турцию? Не будем забывать, что параллельно с наращиванием российско-турецкой дружбы шло охлаждение Анкары с Евросоюзом и НАТО - не в последнюю очередь из-за решения приобрести наши комплексы ПВО С-400.
Впрочем, может быть, турки нацелились и на собственный истребитель. Стало известно, что в сенат США внесен проект резолюции, предлагающей заблокировать продажу Турции технологий, разработанных по проекту истребителя пятого поколения F-35, дабы не делиться "чувствительными технологиями".
Так что решение о проведении авиасалона преследовало и политические цели - показать, кто в турецком доме хозяин, и практические - подкрепить национальную "самость" реальными шагами.
Жемчужина у моря
Первый Eurasia Airshow вошел в историю с 300 тысячами квадратных метров экспозиций и примерно 400 делегациями из сотни стран. Были приглашенные участники для демонстрационных полетов, состоялись почти премьерные показы, скажем, нашего "Суперджета" в ВИП-исполнении или А-350-1000 - нового приобретения Qatar Airways. Не МАКС, конечно, но провальным мероприятие не назовешь. И это притом что аналогичная выставка в Германии почему-то была перенесена с конца мая аккурат на дни салона в Анталье, и понятно, почему многие потенциальные участники предпочли Берлин. Во всяком случае ведущие европейские авиапроизводители - Франция, Германия, Италия на Eurasia Airshow представлены не были.
Но как уже говорилось, блистали Россия и Украина. Причем наши недавние партнеры подошли к делу с огоньком и энтузиазмом, выставив на статической экспозиции Ан-77 и Ан-178, а на последние два дня пригнав и Ан-124 "Руслан", затмивший собой все. Тем более что к этому моменту и огромный катарский аэробус, и британский топливозаправщик-транспортник А330 MRTT, хоть как-то способные соревноваться в размерах с "Русланом", выставку покинули, освободив сцену для украинского великана.
Купите "Антонова"
Украинцы с помпой продемонстрировали, что у них по сути ничего к продаже нема. Ан-77, безусловно, хорошая машина, каковой была, еще называясь Ан-70 и считаясь российско-украинской разработкой. Реально короткий взлет, вместительная грузовая кабина, позволяющая, как утверждается, десантировать с воздуха 90 процентов моделей всей выпускаемой в мире военной техники. Беда в том, что самолетов Ан-70 выпущено всего два. Один погиб в авиакатастрофе, другой, собранный в 1997 году и восстановленный после аварийной посадки в Омске в 2001-м, кочует по салонам, демонстрируя мощь Укроборонпрома. Смена модели, заключавшаяся в установке новой импортной авионики, понадобилась главным образом для того, чтобы очистить машину от юридической принадлежности к России. Да, по ТТХ самолет хорош, смотрится внушительно. Делали его под возможный заказ НАТО, и специальная комиссия, сравнивая эрбасовский Т-400 с аналогами, признала верховенство украинской разработки. Но отметила, что считает нецелесообразным принимать на вооружение самолет, создаваемый за пределами НАТО. России такая машина, наверное, тоже нужна, о чем говорит многолетнее сотрудничество по ее разработке и доведению, но с украинской "оборонкой" пока дела иметь никто не хочет и у нас. Продавать запчасти - пожалуйста. На авиасалоне представитель Украины поведал о том, как тамошние ремонтники обходят антироссийские санкции. Продукция Улан-Удэнского авиазавода под запретом. На "Вертолеты России" эмбарго. Но лопастной завод в том же Улан-Удэ в черные списки не включен. И покупают украинцы через вторые-третьи руки забайкальские лопасти, чтобы имеющиеся в наличии Ми-8 могли летать. Однако рассказ об этом прозвучал вынужденно, как эхо очередной скандальной "зрады".
Вторая представленная машина - Ан-178 - совсем новая. Первый полет выполнен в 2015 году. Существует, насколько известно, тоже в одном экземпляре (вторая машина до летного состояния доведена не была) и путешествует по выставкам. В связи с тем, что примерно треть комплектующих в машине изначально российские, сейчас ее производство остановлено - партнеры решают проблемы импортозамещения. Злые языки бают, что дабы нормально летать, самолет из-за конструкторских ошибок в центровке планера должен быть дозагружен 13 центнерами балласта, но антоновцы это отрицают.
Тем не менее две вполне актуальные для своих сегментов машины показаны, с прибытием "Руслана" украинская экспозиция стала самой масштабной, а на стенде демонстрировался макет якобы уже одобренного украинско-турецкого Ан-188. Последняя позиция - все тот же Ан-70, но уже не с винто-вентиляторными, а с реактивными двигателями, причем импортного производства. Так что выставку коллеги отработали с блеском - пусть и без каких-то контрактов, но с отличным самопиаром.
При своем большом интересе
Гвоздем двух последних, массовых дней стала старенькая "восьмерка". Казахстанский Ми-8 образца 1985 года с подвесным устройством для тушения пожаров стоял прямо в центре площадки. Когда большие самолеты после первых трех дней убыли, работающие по контракту в турецкой лесоохране казахстанские экипажи попросили пару дней постоять на публике - чтобы место не пустовало. Народ в машину валил валом, фотографировался и выражал всяческое восхищение. Чем был вызван такой энтузиазм - загадка, но факт, что называется, имел место.
У стенда ОАК стояли наши журналисты и обсуждали "инсайдерскую информацию": кто и когда из имеющихся в наличии спикеров-соотечественников выйдет к прессе? Трудно было обнародовать график выступлений? Да, выходили, говорили общие слова и называли цифры, но большей частью для прессы руководители наших делегаций доступны не были. Мол, не барское дело, и каждое интервью добывалось потом и кровью.
В противовес - характерный эпизод с боссом, куда более известным, нежели вся верхушка нашего авиапрома вместе взятая. Обходя огромный А-350 в роскошной ливрее Qatar Airways, корреспондент "ВПК" обратил внимание на двух что-то обсуждавших возле шасси персонажей. В одном из них был опознан легендарный Акбар аль-Бакер, возглавивший Qatar Airways в 1997 году. Приняв в управление крохотную компанию о четырех самолетах, он за 20 лет сделал ее самой передовой в мире, перевезшей в минувшем году 32 миллиона пассажиров. Неудивительно, что его имя специалисты произносят с придыханием. Тем не менее один из самых авторитетных боссов мировой гражданской авиации на наглое вторжение корреспондента в деловую беседу отреагировал вполне дружелюбно. На вопрос о том, зачем катарцам участие в салоне, ответил, что прошлогодние санкции арабских соседей по Заливу заставляют компанию искать новые контакты и никакими возможностями в этом направлении пренебрегать не стоит. Но ответ на вопрос, когда Qatar Airways будет покупать российские самолеты, оказался уклончивым. Собеседник кивнул на стоящий неподалеку ВИП-"Суперджет" и отметил: направление выбрано верное, а что будет дальше - посмотрим.
Вернемся к нашим боссам. За три деловых дня мы узнали многое, в том числе и напрямую к выставке не относящееся. И что Индия официально не уведомляла Россию о выходе из совместного проекта по созданию истребителя пятого поколения FGFA. И что Федеральное агентство по военно-техническому сотрудничеству завалено ворохом запросов на поставку российских систем ПВО - назывались "Игла-С1", "Куб", "Бук", "Панцирь-С1", С-300ПМУ, С-400, а также "Тор-М2Э" и "Антей-2500". Но тоже без конкретики. Директор по международному сотрудничеству Ростеха Виктор Кладов сообщил, что турки вот-вот приедут к нам, чтобы подобрать силовую установку для будущего турецкого самолета. Но какого, разумеется, не сказал. Все те же общие фразы: "Областей потенциального сотрудничества очень много, у турецких партнеров большой интерес". Гендиректор российского МАКСа Александр Левин договорился с организаторами Eurasia Airshow о сотрудничестве.
Турецкий задел
На церемонии открытия авиасалона отмечалось, что турецкий авиапром на подъеме. Скажем, собираемые в стране по лицензии F16 здесь же проходят модернизацию под собственные нужды, налажен выпуск комплектующих для А400М и для F35. Созданы два собственных космических спутника, серийно выпускаются ударные вертолеты АТАК, а также широкий спектр управляемых и неуправляемых ракет, в том числе большой дальности. От себя заметим, что по части беспилотников россиянам есть чему поучиться у Турции.
Теперь немного о демонстрационных полетах. Разумеется, уже не раз упоминавшийся турецкий вертолет АТАК. Ежедневно свое мастерство показывали вертолетчики из полиции и жандармерии на S-70 и Bell-412. Появился и наш МиГ-29, правда, польских ВВС. Чешскую военную авиацию представлял шведский SAAB JAS 39 "Грипен". Эскадрилья "Турецкие звезды", год назад летавшая на выставке "Армия" в Кубинке, выступала на тех же F5 спартаковской расцветки. Порадовал биплан Pitts S-2b - уже более полувека постоянно модернизируемый один из лучших пилотажных самолетов в мире. Всего на статике и в демонстрационных полетах приняли участие 75 самолетов и вертолетов. За пять дней, по данным организаторов, выставку посетили 130 тысяч человек. Названы сроки следующего Eurasia Airshow в Анталье - апрель 2020 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «ВПК.name». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Аэрофлот проводит традиционную акцию для ветеранов Великой Отечественной войны
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 24, 2024
"Оборудование НПО "РТС" поможет в модернизации 24 аэропортов Индии"