Опубликовано: 28.05.2018, 08:17
 

Кластеры перелетают через границы регионов

Межрегиональный авиационный кластер поможет повысить конкурентоспособность МС-21


Создание высокотехнологичной продукции, такой как авиационная техника, немыслимо без построения кооперационных цепочек. Зачастую они включают в себя производителей комплектующих не только из разных городов и регионов, но и из разных стран, находящихся на разных континентах. Причиной тому - постоянно возрастающее влияние характеристик компонентов на свойства финального продукта. Самолётостроителям становится выгоднее купить лучшее из доступных в мире решений, не ограничивая свои поиски соседями. С учётом того, что комплектующие для авиатехники, как правило, имеют высокую стоимость, но не являются скоропортящимися, доставка их от места производства до сборочного предприятия за сотни или тысячи километров не приводит к запредельному удорожанию из-за дополнительных расходов на логистику.

Меры государственной поддержки, строго ограниченные по территориальному признаку, формировали лоскутное одеяло, которое не обеспечивало сквозной поддержки крупных программ создания самолётов. Это обстоятельство снижало эффективность кластерной политики, очерченной рамками региональных кластеров, при реализации проектов в области авиастроения. К примеру, в Ульяновской области было реализовано несколько проектов, получивших поддержку федеральных институтов развития. Так в 2009 году сформирован авиационный кластер "Ульяновск-Авиа" в форме научно-образовательного консорциума, в состав которого вошли образовательные, научные и производственных предприятий. Также кластеры аэрокосмической направленности были созданы в Самарской и Свердловской областях (аэрокосмический и титановый кластеры), Красноярском, Пермском и Хабаровском крае (спутниковые технологии, ракетное двигателестроение, авиа- и судостроение). Взаимодействие кластеров между собой практически отсутствовало. До сентября 2016 года территориально-инновационные кластеры получали содействие со стороны Минэкономразвития России, однако в настоящее время подходы ведомства изменились, количество поддерживаемых кластеров значительно сократилось.

Оставшись без федеральной поддержки, "Ульяновск-Авиа" не прекратил существование, равно как и реализуемые его участниками проекты не оказались на полке. Напротив, встал вопрос о том, как переформатировать и сам кластер, и меры его поддержки со стороны регионального правительства, чтобы обеспечить динамичное развитие его участников. Акценты были сделаны на три направления: реализация проектов, в которых предприятия Ульяновской области выступают финалистами (сборка самолётов Ил-76МД-90А, самолётов-заправщиков Ил-78М-90А), встраивание в цепочки поставщиков крупных авиапроизводителей (выпуск на "Авиастар-СП" и "АэроКомпозит-Ульяновск" комплектующих для МС-21 и Sukhoi Superjet 100, создание центра кастомизации этих лайнеров, поставка блоков и систем бортового радиоэлектронного оборудования Ульяновским КБ приборостроения, выпуск элементов бортовых кабельных сетей компанией "Промтех-Ульяновск"), развитие кадрового потенциала.

Тематика развития человеческого капитала, создания рынка квалифицированной рабочей силы сегодня выходит на первый план. Помимо существующих образовательных проектов, правительство Ульяновской области совместно с "Авиастар-СП" запускает инновационный образовательный проект по созданию Межрегионального центра компетенций в области логистики и транспорта. Заявка прошла отбор на федеральном уровне и получила финансирование.

Кластеры стирают границы

Объяснением перемены в госполитике может стать и сокращение расходов федерального бюджета и, что ещё важнее, невысокая эффективность ряда кластерных инициатив, ранее получавших помощь со стороны государства. Наибольшего эффекта можно достичь, применяя меры поддержки к реализуемым проектам, а не создавая административные надстройки для освоения бюджетных средств по статье поддержка инновационных кластеров. Сегодня в отечественном авиастроении наиболее масштабным и амбициозным проектом является программа создания семейства магистральных самолётов МС-21. И вполне логично, что инициированная Минпромторгом России кампания по созданию промышленных кластеров может рассматриваться как один из инструментов поддержки авиастроителей и повышения конкурентоспособности перспективного лайнера.

Поддержка промышленных кластеров стала одним из элементов принятой в середине десятилетия промышленной политики Российской Федерации. 31 июля 2015 года было подписано постановление правительства РФ №779 "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров". Согласно документу, были определены критерии предоставления поддержки кластерам и требования к совместному кластерному проекту. Так кластер должен включать не менее 10 участников - промышленных предприятий, и не менее одного предприятия - финалиста. Между участниками должна быть выстроена кооперация - не менее 20% выпуска промышленной продукции должно использоваться партнёрами по кластеру, исключение делается только для финишёра. Наконец, требуется, чтобы специализированная организация, которая будет координировать совместные проекты, была учреждена не менее, чем половиной участников кластера.

Некоторое время авиастроители присматривались к новым возможностям: ульяновский авиационный кластер изучал документацию по промышленным кластерам, анализировал опыт, полученный в первых кластерах, проводил переговоры с потенциальными участниками. В интересах развития предприятий, входящих в "Ульяновск-Авиа", в январе 2018 года была создана Автономная некоммерческая организация "Межрегиональный авиационный кластер" (МАК), которая приступила к практическим шагам по формированию платформы для кооперации в авиастроении, не ограниченной территориально. Стоит отметить, что МАК - та самая специализированная организация, которая взяла на себя решение организационных вопросов и координацию работ.

Три взгляда на выгоду

Особенностью промышленного кластера по версии Минпромторга России является обязательное наличие как минимум одного участника, который выпускает финальную продукцию. Для такой компании, которая будет локомотивом всего проекта, важно сформировать кооперационную цепочку, гарантирующую высокое качество комплектующих при минимальной стоимости. Порой высокие требования, предъявляемые к комплектаторам и по качеству продукции, и по себестоимости, и по количеству самолёто-комплектов, удаётся выполнить, только создавая новое высокотехнологичное производство.

В проектах в области гражданского авиастроения может оказаться актуальным и импортозамещение: с учётом курсовых разниц сохраняется ценовая привлекательность продукции российских поставщиков. Кроме того, для некоторых программ может быть важна минимизация использования комплектующих американского происхождения. При снижении порога использования изделий американских компаний ниже 10%, финальная продукция может экспортироваться из России без получения одобрения от властей США.

Присутствие в составе такого промышленного кластера несёт для потенциальных участников тройную выгоду. Как рассказывает генеральный директор АНО "Межрегиональный авиационный кластер" Денис Барышников, мотив поставщиков - постановка более амбициозных задач, расширение числа программ, в которые они интегрированы, повышение конкурентоспособности за счёт роста качества и снижения издержек. Кластер сможет оказать содействие в решении многих задач. "Мы формируем собственный набор мер поддержки для участников кластера: консолидируем усилия в части маркетинга, поиска новых рынков, помогаем во встраивании в кооперационные цепочки по МС-21 и другим проектам. К примеру, если один из партнёров АНО "МАК" работает по гражданским программам, а другой - по военно-транспортной тематике, им логично оказать друг другу помощь во вхождении в новые проекты", - пояснил Д. Барышников. Инструментами для решения этой задачи могут быть создаваемые компанией коммуникационные площадки, форумы поставщиков, образовательные сервисы. Например, на Международном авиатранспортном форуме "МАТФ" в Ульяновске АНО "МАК" совместно с ведущими федеральными экспертами организует серию мероприятий на тему "Кооперация в авиастроении". Также участникам будет предложена аналитика и консультации по широкому перечню вопросов: от оценки рыночных сегментов до консалтинга по оптимизации производства и цифровизации. "В этих сферах оправдана передача опыта - с одной стороны, многие из наработок могут быть одинаково полезны для производителей самой различной продукции, с другой стороны, компаниям, которые не конкурируют друг с другом, легче обмениваться опытом", - констатировал он.

В наибольшей степени потенциальных участников промышленных кластеров привлекают весомые меры поддержки, сформированные Минпромторгом России. Они предполагают возмещение прямых затрат и затрат по обслуживанию кредитов и лизинговым платежам. Федеральный бюджет может принять на себя до 50% затрат на совместный кластерный проект. Среди работ, по которым могут быть возмещены прямые затраты, проведение лицензирования, аттестации и сертификации продукции, работ, услуг и оборудования; подготовка и повышение квалификации инженерно-технических кадров; проведение НИОКР, изготовление конструкторский документации и опытных образцов продукции, приобретение технологической оснастки. Кроме того, возмещение затрат по обслуживанию кредитов и лизинговых платежей может охватывать техперевооружение и закупку оборудования, а также капитальные затраты на строительство новых производств.

Наконец, участие в промышленном кластере не отменяет действия льгот, которые могут быть предоставлены в рамках существующих институтов развития. Так резиденты особой экономической зоны портового типа "Ульяновск", планирующие участие в промышленном кластере, сохранят все действующие привилегии по таможенным и налоговым режимам, а также по доступу к инфраструктуре, созданной за счёт бюджетных средств.

МС-21 собирает кластер

Стартовым и крупнейшим совместным кластерным проектом станет перспективный пассажирский самолёт МС-21. Уже сегодня Корпорация "Иркут" сформировала функциональную карту, в которой обозначены поставщики тех или иных комплектующих. Сегодня работы по формированию кооперационной программы Минпромторга ведутся как минимум с десятью компаниями, расположенными в Ульяновской, Нижегородской и Иркутской областях. Среди них ульяновский "Авиастар-СП", выпускающий панели, двери и люки и другие агрегаты, "Аэрокомпозит-Ульяновск", поставляющий композитное крыло, производитель элементов авионики УКБП, компании "Промтех-Иркутск" и "Промтех-Ульяновск", производящие трубопроводы, кабельные сети и жгуты, нижегородские компании "Гидромаш" и "Теплообменник". Ряд компаний будет осуществлять финальные операции - от покраски (эти работы будут закреплены за "Спектр-Авиа") и установки интерьера (закреплено за компанией "Иркут-Техник") до передачи заказчикам. Три из этих компаний - "Промтех-Ульяновск", дочернее предприятие УКПБ "Интеравионика", "Иркут-Техник" - являются резидентами особой экономической зоны "Ульяновск".

При этом, по словам Д. Барышникова, на первом этапе - в 2018 году - будет сформирован пул российских поставщиков, которые станут костяком кластера. В текущем году планируется подать заявку на включение в реестр Минпромторга и подготовить совместные проекты кластера. В 2019 году "Межрегиональный авиационный кластер" подаст заявку в Минпромторг на предоставление поддержки в установленном порядке. В будущем компания планирует развиваться за счёт привлечения новых поставщиков второго уровня, в том числе, возможно, и в формате новых предприятий, созданных для локализации производства в России продукции иностранных компаний. В перспективе в проект могут войти и комплектаторы 3-4 уровня. Естественно, возможно и расширение географии сотрудничества: если изначально он будет включать предприятия из трёх субъектов федерации, то в дальнейшем его участниками могут стать компании из Московской и Воронежской областей, а также Республики Татарстан.

Реперной точкой проекта создания "Межрегионального авиационного кластера" станет Международный авиатранспортный форум, который пройдёт в Ульяновске 16-18 августа 2018 года. Ряд мероприятий МАТФ будет посвящён тематике развития поставщиков и реализации других кластерных инициатив Ульяновской области, в частности, запланировано проведение Генеральной ассамблеи поставщиков МС-21. Как ожидается, к этому моменту первый этап формирования межрегионального промышленного кластера в части выстраивания кооперационной цепочки под МС-21 будет завершён, и начнутся работы по формированию новых проектов, в том числе создание кооперационных цепочек для Sukhoi Superjet 100 и Ил-114-300.

 

Дайджест прессы за 28 мая 2018 года | Дайджест публикаций за 28 мая 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Fly Russia». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, Авиастар - самолетное производство, Спектр-Авиа, АэроКомпозит-Ульяновск, Гидромаш, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Научно-производственная корпорация "Иркут", Спектр-Авиа (в процессе тестирования)