О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за первый квартал 2018 года

Группа "Аэрофлот" сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за три месяца 2018 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за три месяца 2018 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Ключевые финансовые результаты Группы "Аэрофлот" за первый квартал 2018 года:
  • Выручка увеличилась на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 111 942 млн руб.;
  • Показатель EBITDAR составил 10 767 млн руб.;
  • Чистый убыток составил 11 543 млн руб.
Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал:

"Группа "Аэрофлот" впервые раскрывает консолидированные результаты по МСФО за первый квартал. Это стало возможным благодаря активной работе Компании по развитию внутренних систем учета и отчетности, проведенной за эти годы и направленной на ускорение закрытия периода и формирования финансового результата. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности за первый квартал направлено на повышение прозрачности Компании для заинтересованных сторон, прежде всего, для акционеров и инвесторов и углубление понимания ими сезонных тенденций нашего бизнеса.

Первый квартал - наиболее слабый сезон в российской авиации, у этого есть ряд причин. Главным образом - это сезонность спроса: в данный период перевозится наименьшее количество пассажиров. Даже с учетом продолжающегося роста рынка авиаперевозок в целом по российской отрасли количество пассажиров, перевезенных в первом квартале 2018 года, на 9% меньше, чем в четвертом квартале 2017 года, который также можно считать низким сезоном в отрасли, и на 38% меньше, чем в высокий сезон третьего квартала 2017 года. Для Группы сезонность также ярко выражена: пассажиропоток первого квартала 2018 года на 7% ниже аналогичного показателя четвертого квартала 2017 года и на 29% - третьего. Более низкие объемы перевозок означают, что операции характеризуются сниженными показателями загрузки кресел, среднесуточного налета на воздушное судно, меньшими доходными ставками, а значит более высокой долей постоянных издержек в общей структуре затрат. Поэтому раскрываемые результаты необходимо рассматривать в контексте обозначенной сезонной специфики.

По итогам первого квартала 2018 года Группа "Аэрофлот" перевезла 11,0 млн пассажиров, увеличив пассажиропоток на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост доходных ставок, поддержанный курсовым эффектом, составил 3,6% и позволил ускорить рост выручки за квартал в сравнении годовыми темпами роста - выручка составила 111,9 млрд рублей, увеличившись на 8,5%. Тем не менее, рост расходов на лизинг в связи со значительным поступлением новых воздушных судов, а также наши инициативы по улучшению условий труда и повышению вознаграждения летного состава привело к снижению финансового результата по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - чистый убыток составил 11,5 млрд рублей, который мы намерены компенсировать в последующих кварталах года.

Впереди основная часть года, в том числе высокий сезон, в течение которого Россия принимает престижное спортивное соревнование - Чемпионат мира по футболу. Аэрофлот и компании Группы осуществляют полеты во все 11 городов проведения матчей и готовы принять гостей чемпионата на самом высоком уровне. В связи с проведением чемпионата и продолжающимся ростом рынка мы ожидаем высокий спрос на перевозки как на внутренних, так и на международных направлениях. Группа будет продолжать активное управление доходами и строгий контроль над управляемыми затратами для получения оптимального финансового результата по году".

Основные производственные показатели

Показатель1 кв. 20181 кв. 2017Изменение
Пассажиропоток, тыс. чел.10 98510 302 6,6%
- международные перевозки4 8884 578 6,8%
- внутренние перевозки6 0975 724 6,5%
Пассажирооборот, млн пкм28 74326 9346,7%
- международные перевозки17 56816 531 6,3%
- внутренние перевозки11 17510 403 7,4%
Предельный пассажирооборот, млн ккм36 62434 510 6,1%
- международные перевозки22 50420 847 7,9%
- внутренние перевозки14 12013 663 3,3%
Занятость кресел, %78,5%78,0% 0,5 п.п.
- международные перевозки78,1%79,3% (1,2 п.п.)
- внутренние перевозки79,1%76,1% 3,0 п.п.

В 1 квартале 2018 года Группа "Аэрофлот" перевезла 11,0 млн пассажиров, что на 6,6% превышает результат аналогичного периода прошлого года.

Основные финансовые показатели

Млн руб., если не указано иное1 кв. 20181 кв. 2017Изменение
Выручка111 942 103 125 8,5%
EBITDAR*10 767 13 742 (21,6%)
EBITDA*(7 732) (1 136) 6,8х
Убыток за период(11 543) (5 339) 2,2х

Выручка
Млн руб., если не указано иное1 кв. 20181 кв. 2017Изменение
Выручка от пассажирских перевозок 96 896 87 205 11,1%
в т.ч. регулярные перевозки91 107 82 336 10,7%
артерные перевозки5 789 4 869 18,9%
Выручка от грузовых перевозок3 778 3 378 11,8%
Прочая выручка11 268 12 542 (10,2%)
Выручка итого111 942 103 125 8,5%

Выручка Группы "Аэрофлот" за 1 квартал 2018 года увеличилась на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составила 111 942 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 91 107 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока. На динамику показателя оказало влияние увеличение доходных ставок, прежде всего, на международных направлениях на фоне ослабления курса рубля к евро и соответствующей корректировки валютных доходов.

Выручка от чартерных перевозок увеличилась на 18,9%, до 5 789 млн руб., в том числе в связи с продолжающимся развитием чартерной программы авиакомпании "Россия".

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 11,8%, до 3 778 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 9,6%.

Прочая выручка снизилась на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 11 268 млн руб., что в том числе обусловлено снижением рублевого эквивалента долларовых доходов по соглашениям, а также снижением объемов заправки топлива и обслуживания сторонних авиакомпаний.

Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное1 кв. 20181 кв. 2017Изменение
Обслуживание воздушных судов и пассажиров21 908 21 154 3,6%
Расходы на оплату труда21 404 18 588 15,1%
Расходы по операционной аренде18 499 14 878 24,3%
Техническое обслуживание воздушных судов8 469 8 179 3,5%
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы6 160 6 171 (0,2%)
Амортизация и таможенные пошлины3 864 3 800 1,7%
Прочие расходы9 192 7 864 16,9%
Операционные расходы за исключением авиационного топлива89 496 80 634 11,0%
Расходы на авиационное топливо34 042 27 427 24,1%
Операционные расходы итого123 538 108 061 14,3%

Расходы на авиационное топливо в 1 квартале 2018 года увеличились на 24,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 34 042 млн руб. Рост расходов обусловлен повышением средних цен на авиатопливо в рублях на 17,0% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на фоне динамики стоимости нефти, а также увеличением объема перевозок и налета часов.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 11,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 89 496 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 21 908 млн руб., увеличившись на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов. Дополнительное влияние на данную статью расходов оказало внедрение инициатив по повышению качества сервиса.

Расходы на оплату труда выросли на 15,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 21 404 млн руб., в связи с повышением заработной платы командиров воздушных судов с начала 2018 года, а также увеличением численности персонала, сопровождающим рост и развитие Группы.

Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 18 499 млн руб., увеличившись на 24,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что обусловлено расширением парка воздушных судов (чистое увеличение количества воздушных судов в операционной аренде составило 51 самолет или 21,1% по сравнению с 31 марта 2017 года), а также ростом ставок LIBOR в 1 квартале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в частности средняя трехмесячная ставка LIBOR увеличилась на 0,85 п.п. До 1,93%).

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 8 469 млн руб. Влияние на данную статью расходов оказало увеличение объемов работ по техническому обслуживанию, проводимых внутри Группы, что сдержало рост данной статьи. Увеличение расходов на техническое обслуживание сторонними организациями на фоне роста объема перевозок было частично компенсировано укреплением рубля к доллару США по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы остались практически на уровне аналогичного периода прошлого года, снизившись на 0,2%, до 6 160 млн руб., что связано с более строгим контролем над затратами.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились незначительно, на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3 864 млн руб.

Прочие расходы выросли на 16,9%, до 9 192 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что обусловлено увеличением резервов на периодическое техническое обслуживание и ремонт воздушных судов в соответствии с учетной политикой, увеличением комиссии банков, а также расходов на глобальные дистрибутивные системы на фоне роста объема перевозок.

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации и операционного лизинга (EBITDAR) составил 10 767 млн руб.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное1 кв. 20181 кв. 2017Изменение
Убыток от операционной деятельности(11 596) (4 936) 2,3х
Прибыль/(убыток) от инвестиций, нетто215 (57) -
Финансовые доходы1 718 1 971 (12,8%)
Финансовые расходы(2 769) (2 038) 35,9%
Реализация результата хеджирования(1 293) (1 391) (7,0%)
Доля в финансовых результатах
ассоциированных предприятий(2) (11) (81,8%)
Убыток до налогообложения(13 727) (6 462) 2,1х
Налог на прибыль2 184 1 123 94,5%
Убыток за период(11 543) (5 339) 2,2х

Финансовые доходы в 1 квартале 2018 года снизились на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1 718 млн руб., что отражает уменьшение прибыли от курсовых разниц, а также общий тренд по снижению процентных ставок в российской экономике.

Финансовые расходы увеличились на 35,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2 769 млн руб., что в основном связано с расходом по дисконтированию выданных в 1 квартале 2018 года страховых депозитов по аренде воздушных судов. Рост финансовых расходов был частично компенсирован уменьшением долга в течение 2017 года и соответствующим сокращением расходов по процентам по займам.

Убыток от реализации результата хеджирования составил 1 293 млн руб. и обусловлен реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.

Чистый убыток Группы "Аэрофлот" в 1 квартале 2018 года составил 11 543 млн руб.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное31.03.201831.12.2017Изменение
Кредиты и займы3 5303 18111,0%
Финансовая аренда 88 257100 689(12,3%)
Пенсионные обязательства9319221,0%
Общий долг92 718104 792(11,5%)
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции63 24854 90915,2%
Чистый долг29 47049 883(40,9%)
Чистый долг / EBITDA0,6x**0,9x-

Общий долг по состоянию на 31 марта 2018 года снизился на 11,5% по сравнению с показателем на 31 декабря 2017 года и составил 92 718 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано с переоценкой обязательств по финансовой аренде вследствие укрепления рубля к доллару США на 31 марта 2018 года по сравнению с 31 декабря 2017 года.

По состоянию на 31 марта 2018 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе "Аэрофлот" в крупнейших российских и международных банках, составлял 99,1 млрд руб.
*EBITDAR = EBITDA + расходы по операционной аренде. EBITDA = прибыль/(убыток) от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.
**Рассчитано на основе показателя EBITDA за 12 месяцев, окончившихся 31.03.2018, в размере 49 419 млн руб....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка