О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия не готова строить "Русланы"

В России рассматривается вопрос о возобновлении производства самого крупного и грузоподъемного самолета в мире - Ан-124 "Руслан"

В России рассматривается вопрос о возобновлении производства самого крупного и грузоподъемного самолета в мире - Ан-124 "Руслан". Об этом сообщил командующий Военно-транспортной авиацией (ВТА) РФ генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов. Но в условиях санкций и прекращения военно-технического сотрудничества с Украиной, где во времена СССР был разработан Ан-124, этот амбициозный проект выглядит сомнительно.

"Самолеты сверхтяжелого класса, к которым относится Ан-124, крайне востребованы во всем мире, - заявил вчера вице-президент "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК), гендиректор ПАО "Ил" Алексей Рогозин. - Две трети всех "Русланов" были произведены в Ульяновске. Сегодня первоочередной задачей является поддержание их в исправности.

Если говорить о возобновлении их производства в новом облике, то это является крайне непростой, но решаемой задачей". Генерал Бенедиктов отметил, что вопрос о воспроизводстве Ан-124 "регулярно рассматривается. Пока окончательного решения, насколько мне известно, нет. Мы, честно сказать, были бы рады, если бы это состоялось".

Подобное желание представителя Минобороны, отвечающего за быструю переброску войск и вооружений по воздуху, понятно. Опыт Сирии показал, что с помощью "Русланов" и тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76 Россия способна быстро, в течение двух суток, доставить за несколько тысяч километров необходимые грузы, личный состав и технику. На перелеты в Сирию сейчас задействована значительная доля всей российской ВТА. Но большинство самолетов исчерпали летный ресурс и требуют замены. Об этом заявлял в апреле с.г. замминистра обороны Юрий Борисов (ныне вице-премьер), когда обсуждался вопрос поддержания парка Ил-76 и Ан-124 в работоспособном состоянии. Если этого не сделать, мобильность войск сильно упадет. Не случайно даже на учениях большинство мобильных войск, таких как ВДВ и спецназ, перебрасываются в другую местность по железной дороге или по морю.

"По Ил-76 у нас есть длительный контракт с ульяновским заводом ("Авиастар-СП". - "НГ"). Не без проблем двигается этот серийный контракт, у нас есть определенные разногласия по ценам, - сказал Борисов. - Но я думаю, что мы постараемся найти конструктивное взаимодействие с промышленностью и решим все эти вопросы". О проблемах модернизации "Русланов" он промолчал. Заметим, что именно "Авиастар-СП" до 2003 года производил самолеты Ан-124 (всего было произведено 36 единиц). Из них, по данным открытых источников, за Минобороны числится 14 "Русланов", менее половины из них допущено к эксплуатации. По утверждению "Авиастара", они делают "глубокую модернизацию и поддержание летной годности самолетов Ан-124". Однако в Киеве, в концерне "Антонов", головном разработчике этого самолета, с такими действиями не согласны. Украина привлекла Международную организацию гражданской авиации к спору о том, может ли Россия без участия "Антонова" продлевать эксплуатацию самолетов "Ан", в том числе "Русланов". И, возможно, будет принято юридическое решение о запрете эксплуатации российских "Анов" и "Русланов" в международном воздушном пространстве.

Генерал Бенедиктов считает, что Ан-124 не является интеллектуальной собственностью Украины: "Самолет - кооперация. И все работали над созданием этого самолета. Все системы, которые в нем удачно эксплуатируются многие десятилетия, - это разработка общего потенциала - авиапрома СССР". Значит, уверен генерал, РФ имеет де-юре право сама производить "Русланы".

Но, как выясняется, главные препятствия на пути производства в РФ Ан-124 не юридические, а технологические и экономические. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что возобновление производства в России "Русланов" в настоящий момент весьма проблематично. "Ан-124 разрабатывался во времена СССР в глубокой кооперации со многими союзными республиками. Многие технологии утеряны, а их восстановление требует значительных ресурсов и финансовых средств", - отмечает он. "Вот уже более 10 лет Россия восстанавливает производство тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76, - отмечает эксперт. - А массовое серийное производство его только запускается. Ан-124 - изделие более серьезное. На нем установлены уникальные двигатели Д-18Т, которые производились в Украине. По понятным причинам она эти двигатели поставлять в Россию не будет. А своих подобных "движков" у России нет, их разработка только идет". Чтобы проект по Ан-124 заработал, считает Пухов, РФ нужно найти для себя международного партнера, но сейчас это сделать трудно.

Москва пытается самостоятельно разработать свой сверхтяжелый самолет. На авиасалоне МАКС-2017 Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) представил в чертежах и цифрах проект под названием "Слон". "Слон" с разрабатываемым двигателем ПД-35 сможет перевозить грузы массой до 150 т на расстояние более чем 7 тыс. км. То есть он будет мощнее "Руслана", который может поднять 120 т и преодолеть 4,8 тыс. км. "Сейчас работы ведутся над концепт-проектом, к 2019 году мы должны продуть эту модель", - уточнили в ЦАГИ.

Таким образом, до реального самолета еще далеко. В СССР Ан-124 разработали и создали за 10 лет. Как получится с разработкой самолета ВТА "Слон", неизвестно. Перезапуск серийного производства тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А, который является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД, длится на АО "Авиастар-СП" уже более 10 лет. Построено всего 7-8 самолетов. За такой же период во времена СССР, когда транспортник собирался в Узбекистане на Ташкентском авиационном предприятии им. Чкалова, была изготовлена почти тысяча единиц Ил-76....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка