О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

100-летие ЦАГИ в истории авиации: сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

5 июня 1969 года на сверхзвуковом пассажирском самолете Ту-144 впервые была достигнута скорость звука. Этот авиалайнер, созданный в эпоху "Гонки вооружений", стал настоящим прорывом для советского самолетостроения

5 июня 1969 года на сверхзвуковом пассажирском самолете Ту-144 впервые была достигнута скорость звука. Этот авиалайнер, созданный в эпоху "Гонки вооружений", стал настоящим прорывом для советского самолетостроения. Про него до сих пор говорят, что он опередил не только звук, но и свое время.

Первые шаги по созданию сверхзвукового пассажирского лайнера были предприняты в конце 1950-х годов в США, Англии и Франции. В начале 1960-х годов аналогичные работы начал и Советский Союз, проект разрабатывался в ОКБ А.Н. Туполева. А в ЦАГИ развернулись многочисленные исследования основных проблем пассажирского сверхзвука. Наиболее трудоемким этапом стала разработка конструкции крыла - 200 вариантов его конфигурации прошли испытания на базе института. Треугольное крыло с наплывом по передней кромке, спроектированное учеными ЦАГИ и аэродинамиками ОКБ А.Н. Туполева, позволило обеспечить сверхзвуковую скорость самолета с числом Маха, близким 8. По аэродинамическому качеству советский самолет значительно превосходил англо-французский проект "Конкорд". На основе исследований ученых ЦАГИ была выбрана компоновка силовой установки, что дало преимущество в аэродинамике и дальности полета.

Также в процессе создания было реализовано предложение академика Г.С. Бюшгенса и его коллег из ЦАГИ по использованию интегральных алгоритмов в автоматизированной системе управления. Это обеспечило приемлемый уровень характеристик управляемости самолета вне зависимости от режима полета, центровки и веса.

Узнаваемый вид Ту-144 придала кабина пилотов с изменяемым углом наклона: для улучшения обзора при взлете и посадке "нос" опускался, а в крейсерском полете фиксировался в одной плоскости с фюзеляжем.

Самолет создавался по схеме "бесхвостка". Конструкторы подарили этой почти 200-тонной железной птице переднее горизонтальное оперение. Оно позволило улучшить управляемость лайнера на взлете и посадке. В то же время конструкция Ту-144 не предусматривала закрылки и предкрылки.

Первый полет сверхзвукового пассажирского самолета состоялся 31 декабря 1968 года. 26 июня 1970 года Ту-144 вдвое превысил скорость звука. С 1977 года самолет применялся в грузовых и пассажирских перевозках. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом "Аэрофлота", из них 55 - пассажирских.

Но надеждой советского авиапрома Ту-144 оставался недолго. 3 июня 1973 года во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле Бурже с ним произошла первая катастрофа, в 1978 году - вторая. Как следствие - прекращение эксплуатации этой машины, а затем и полное сворачивание программы.

Однако уникальная машина Ту-144 нашла применение в других проектах. Ее задействовали во время проведения исследований солнечных затмений, озонового слоя, фокусированного звукового удара. Эти самолеты стали центрами подготовки космонавтов, тренировавшихся по программе "Буран". В 1983 году летчик-испытатель С.Т. Агапов установил на Ту-144Д тринадцать рекордов мировой авиации, которые не побиты до нынешнего времени.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка