О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"КВЗ просто начинают дербанить": Николай Колесов создает "параллельный" вертолетный завод?

Не сумев поставить во главе Казанского вертолетного своего человека, Николай Колесов, похоже, компенсирует эту неудачу, забирая у КВЗ едва ли не львиную долю работы по "Ансату"

Не сумев поставить во главе Казанского вертолетного своего человека, Николай Колесов, похоже, компенсирует эту неудачу, забирая у КВЗ едва ли не львиную долю работы по "Ансату". Пока решено, что казанский "Рычаг" займется оснащением вертолетов медицинскими модулями, но не исключено, что в дальнейшем КВЗ станет поставлять ему лишь "голые" корпуса с двигателями. Эксперты "БИЗНЕС Online" недоумевают, как руководство КВЗ могло допустить такой поворот событий в столь тяжелое для завода время.

Путин одобрил

В истории российского вертолетостроения наметился неожиданный поворот, который может дорого обойтись ПАО "Казанский вертолетный завод". Напомним, КВЗ (входит в холдинг "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех") разработал и развернул производство легкого "Ансата". Особые надежды возлагаются на модификацию с медицинским модулем, которая уже начала пользоваться массовым (по нынешним российским авиапромовским меркам) спросом. И вот теперь значительный объем работ уплывает из рук казанских вертолетостроителей. "Ростех будет покупать у КВЗ "зеленый" летающий "Ансат" и наполнять его своим оборудованием. Делать это будет компания "Рычаг". Можно спорить, но такое решение уже принято "Ростехом"", - сообщил "БИЗНЕС Online" источник в авиапроме. Мы предложили прокомментировать эту информацию КВЗ, ГК "Ростех" и АО "Рычаг", но на момент выхода статьи ответа ни от кого из них не получили.

Напомним, "Рычаг" находится на территории АО "Казанский оптико-механический завод" (КОМЗ), 72% акций которого принадлежат структурам генерального директора КРЭТ Николая Колесова. В 2011 году он привлек на КОМЗ большие заказы по тематике радиоэлектронной борьбы (РЭБ) - в частности, оснащение вертолетов Ми-8 системой РЭБ "Рычаг". Под эту тему и был создано АО, 75,2% капитала которого владеет ОАО "Радиоприборснаб", единственным акционером последнего выступает КРЭТ, а по 12,4% капитала владеют КОМЗ и родственное заводу АО "КОМЗ-Байгыш". Возглавляет компанию экс-замгендиректора КОМЗа Алексей Панин.

Новый этап в жизни ООО "Рычаг", по всей видимости, начался в 2017 году. Тогда компания стала соучредителем (25%) АО "Национальная служба санитарной авиации" (НССА, остальные 75% принадлежат петербургскому "Фонду развития санитарной авиации" Сергея Костюка), которое должно вывести санавиацию на принципиально новый уровень. До сих пор наладить ее работу во всероссийском масштабе не удавалось. Все изменилось в октябре 2016 года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил паспорт приоритетного проекта "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ". 34 регионам выделялись деньги (10 млрд рублей до 2020 года) на закупку услуг санавиации. Причем в "Вертолетах России" (ВР) полагают, что 34 субъекта - это мало: санавиация должна работать во всех субъектах Федерации, а в целом России нужны до 350 медвертолетов. Словом, гигантский проект, в перспективе способный принести подрядчику хорошие деньги. В его рамках регионы могут покупать только вертолеты отечественного производства, сделанные после 2014 года и оснащенные медицинским модулем. А на сегодня ведущий производитель медицинских вертолетов - КВЗ.

Но "Ростех" решил оседлать тему не только как производитель вертушек. В ноябре директор авиастроительного кластера госкорпорации (в него входят ВР, Объединенная двигателестроительная корпорация, холдинг "Технодинамика" и КРЭТ), бывший министр обороны Анатолий Сердюков выступил с инициативой, как подчеркивается на сайте госкорпорации, меняющей подход к реализации этого проекта. По идее "Ростеха", в стране должен быть определен единый федеральный оператор услуг - вышеупомянутая НССА. Это позволит сформировать полноценный парк авиационных судов, а также создать необходимую авиационную и цифровую инфраструктуру и в итоге повысит качество медицинской помощи плюс снизит нагрузку на федеральный бюджет за счет унификации расценок и подходов. Для этого планируется привлечь 35,5 млрд рублей из внебюджетных источников. Их направят на создание в 2018-2021 годах парка воздушных судов - среди них 104 (!) "Ансата", - необходимой инфраструктуры в 1,5 тыс. учреждений здравоохранения, IТ-системы и центра управления полетами.

Инициативу Сердюкова сразу поддержали минпромторг и минздрав, а в январе 2018 года "Ростех" получил и одобрение Владимира Путина. Среди прочего, госкорпорация пообещала президенту, как писал "Коммерсант", создать условия производства" "Ансатов" в медицинской комплектации. Теперь ясно, что эти условия будут создаваться путем подключения к делу "Рычага".

Дайте мне "Рычаг" и точку опоры, и я...

Обстоятельства сегодня благоволят этому решению.

Во-первых, "Рычаг" прекрасно зарекомендовал себя, начиняя Ми-8 казанского производства аппаратурой РЭБ. Предположительно, сегодня сделано примерно 20 этих сверхсложных машин (Ми-8МТПР). Колесов показал, что может стремительно, с нуля разворачивать масштабные сложные проекты: находившийся в упадке КОМЗ был перепрофилирован под РЭБ менее чем за полгода. Это подчеркивал и президент РТ Рустам Минниханов (то есть и поддержка руководства Татарстана обеспечена). К тому же в преддверии событий, 10 января 2017 года, ВР получили право распоряжаться 49,8% уставного капитала "Рычага", правда, в открытых базах данных это изменение пока не отражено.

Во-вторых, на руку компании играет продолжающееся укрепление позиций "Ростеха" в авиастроении. Утверждают, что ему передадут военную часть Объединенной авиастроительной корпорации, а усиливающегося параллельно Сердюкова прочат на пост руководителя департамента авиационной промышленности минпромторга РФ, который могут вывести из-под министерства, образовав федеральное агентство авиационной промышленности - Росавиапром. Подсчитано, что на сегодня Сердюков уже член советов директоров 31 крупного предприятия, а в трех СД он председательствует. Любопытно, что на днях он дал большое, первое после опалы, интервью, в котором предстал спасителем Вооруженных сил и прогрессивным руководителем... К тому же для Сергея Чемезова "Рычаг" может стать образцовым предприятием, которое выполнит данный Путиным "Ростеху" наказ об увеличении доли гражданской продукции до 50%. Кроме того, упомянутая "Технодинамика" пообещала создать двигатель для легких вертолетов и наконец решить эту извечную для России проблему (на "Ансате" стоят канадские Pratt & Whitney, а на его собрате по классу Ка-226 - французские Turbomeca).

В-третьих, очевидно и усиление самого Колесова - его империя все крепнет. На том же КОМЗе открыли еще одно "околовертолетное" предприятие - АО "Стелла К": оно производит и устанавливает на вертушки бортовые комплексы самообороны "Витебск" и "Президент-С". Весьма примечателен тот факт, что на открытие этого частного предприятия явились замминистра обороны Юрий Борисов (ныне - вице-премьер РФ), гендиректор "Вертолетов России" Александр Михеев (сегодня - гендиректор Рособоронэкспорта), замминистра промышленности РФ Андрей Богинский (сейчас - гендиректор ВР) и сам Сердюков. В начале 2017 года Колесов вошел в состав только что сформированной авиационной коллегии при правительстве РФ. Аппетиты гендиректора КРЭТ выросли до того, что он попытался поставить во главе КВЗ своего человека - гендиректора КОМЗа Сергея Раковца. Но этот номер не прошел: кресло руководителя занял топ-менеджер еще одной "дочки" ВР - управляющий директор АО "Кумертауское авиационное производственное предприятие" Юрий Пустовгаров....

И еще об аппетите. Как полагают источники "БИЗНЕС Online", участие "Рычага" в "Ансате" может не ограничиться одним только "навешиванием" медмодуля. "Окончательной информации нет, но известно, что есть заявка вертолетному заводу на поставку разобранных "Ансатов": "Рычаг" хочет навешивать на них всю авионику", - говорит один из наших источников в авиапроме.

Дело в том, что сегодня "Ансат" может летать лишь в простых метеоусловиях, по правилам визуальных полетов. Для работы днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях необходимо другое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). Без него не обойтись при массированном использовании санитарной авиации (согласитесь, будет странно, если летающая скорая помощь не сможет отправиться к пациенту из-за неподходящей погоды). И на авиакосмическом салоне МАКС-2017 КРЭТ представил "Ансат" с таким оборудованием от АО "Раменское ПКБ" (входит в концерн) - разработчика и производителя авионики для таких знаковых машин, как Ка-52 "Аллигатор", Ми-28НЭ "Ночной охотник", Ми-26Т2, Су-35, Су-30МКИ, МиГ-29КУБ. "Крэтовский", как неофициально называют этот экземпляр, "Ансат" уже совершил первый полет, по некоторой информации, уже начался процесс сертификации. Новый технический комплекс, безусловно, повысит интерес к машине и приблизить ее от к образу полноценно летающего вертолета (вместо формата постоянно модернизируемого воздушного судна). "Мы ищем потенциальных заказчиков, заинтересованных в новом комплексе БРЭО для этого вертолета", - говорили в прошлом году руководители РКПБ, будто изначально предполагая, что КВЗ, где только и выпускают "Ансат", таким заказчиком быть не может. Но теперь он, возможно, найден.

"КВЗ просто начинают дербанить"

Как потеря значительной части работы по "Ансату" скажется на КВЗ? Ведь медицинские машины в условиях охватившего завод кризиса становятся его едва ли не основной продукцией.

Аналитик "Финам" Дмитрий Баранов в комментарии "БИЗНЕС Online" отметил, что в мировом авиапроме давно практикуется разделение работ. Чтобы летательный аппарат соответствовал тем задачам, для которых он создан, оснащение его соответствующим (в данном случае - медицинским) оборудованием происходит в другой компании. "Поэтому нет ничего необычного в том, если и здесь будет происходить так, - считает эксперт. - То, что компании сосредоточатся каждая на своем, вполне в порядке вещей. Им не потребуется создавать у себя новые мощности, привлекать дополнительные ресурсы для выполнения несвойственных им задач. Конечно, это положительно скажется на стоимости готовой продукции, времени ее создания. Для предприятия главное, чтобы его вертолеты покупали и исправно оплачивали. А если дооснащать их под цели заказчиков будут другие компании, то в этом нет ничего особенного".

Баранов полагает, что "ситуация, когда производитель будет лишен возможности собирать вертолеты полностью", маловероятна. "БРЭО - неотъемлемая часть летательного аппарата, а значит, и устанавливать его должны там же, где создается вся машина. К тому же это вопросы ответственности и безопасности, нецелесообразно разделять их между несколькими производителями. Да и технологически это вряд ли возможно - не будут же вертолеты возить между разными площадками туда и обратно, это усложнит и удорожит процесс производства, увеличит его сроки", - говорит эксперт.

Однако такой вариант вовсе не исключен. Во-первых, по данным "БИЗНЕС Online", "Рычаг" активно переманивает специалистов КВЗ и агонизируещего казанского КНПП "Вертолеты Ми" (бывший филиал №1 Московского вертолетного завода). Во-вторых, по информации наших источников, компания полным ходом создает свой летно-испытательный комплекс (ЛИК).

"Два года назад Колесов ходил к (Денису) Мантурову (министр промышленности и торговли РФ - прим. ред.) с предложением отдать ему КВЗ, но не вышло, - продолжает наш собеседник. - Не получилось и в прошлом году. И в самом деле, не может же один человек, даже такой, как Николай Александрович, владеть всем. Теперь, видимо, он решил по-другому". Отдавать оснащение "Ансата" на сторону для КВЗ невыгодно - все сливки достаются продавцу конечного изделия, отмечает наш источник. Нормально, когда кто-то поставляет заводу оборудование, и завод его устанавливает на вертолет - нет такого, чтобы фирма, изготавливающая, скажем, высотомеры, потом продавала вертолет. Именно финалист диктует свою политику комплектаторам. Но сейчас все поставлено с ног на голову, говорит собеседник "БИЗНЕС Online". "Теперь на "Рычаге" надо создавать ЛИК, систему управления полетами, которые надо сертифицировать. И все это, кстати, войдет в стоимость вертолета", - указывает источник нашей газеты.

У КВЗ финансовая ситуация и так плохая, и будет только ухудшаться, отмечает он. "А тут вместо того, чтобы помочь, его просто начинают дербанить. Прежнее руководство КВЗ не должно было допускать ситуации, когда у завода забирают его продукцию, когда уходят люди. Их ведь тоже непросто воспитать. На "Рычаг" уже ушло немало специалистов - там платят в два раза больше. У КВЗ что, только клепальное производство останется? Он станет придатком? Тогда завод надо закрыть... Считаю, все дело в том, что в "Вертолетах России" просто руководство не на месте - никто ни за что не отвечает", - заключает наш собеседник.

Во всей этой истории много неясного, отметил в беседе с "БИЗНЕС Online" старший научный сотрудник Академии им. Жуковского, эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев. "Ключевой вопрос - что называть изделием и кто его производитель. Если это изделие - вертолет, на который устанавливается комплекс, это одна ситуация: производитель - КВЗ, и все логично. Если изделие - комплекс, для которого вертолет только платформа, то производителем становится не КВЗ, и это уже совсем другая ситуация, последствия которой могут быть самыми неожиданными"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка