О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

100-летие ЦАГИ в истории авиации: вертолет Ка-50

17 июня 1982 года состоялся дебют боевого вертолета соосной схемы Ка-50, позже названного "Черной акулой"

17 июня 1982 года состоялся дебют боевого вертолета соосной схемы Ка-50, позже названного "Черной акулой". Ранее, в 1975 году, в воздух поднялся первый в мире военный противотанковый вертолет - американский АН-64 "Апач". В ответ советское правительство приняло решение о разработке отечественной боевой винтокрылой машины, не уступавшей сопернику.

Перед конструкторами КБ Камова стояла сложная задача: требовалось оперативно построить маневренный и быстрый военный летательный аппарат, способный атаковать танки. Созданная в итоге винтокрылая машина соединила в себе сразу несколько инновационных для того времени разработок.

Ка-50 стал первым в мире сухопутным боевым вертолетом с соосной схемой расположения винтов. Компоновка обеспечила ему выигрыш в тяговооруженности, а значит, в скороподъемности и статическом потолке, большую скорость движения, возможность двигаться вбок и даже назад, не замедляясь, и выполнять многие маневры, недоступные вертолетам традиционной схемы.

Однако главным нововведением стало сокращение экипажа до одного человека. Чтобы он мог одновременно пилотировать и управлять вооружением, вертолет впервые в СССР оборудовали высокоавтоматизированными обзорными и навигационными системами.

Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского внесли значимый вклад в летные характеристики Ка-50. Специально для этого вертолета они спроектировали стеклоуглепластиковые прямоугольные лопасти со скоростными профилями и стреловидными законцовками. Такая компоновка позволила винтам выдерживать высокие перегрузки, снизила вибрации и дала солидный запас скорости до границы флаттера в поступательном полете. В результате Ка-50 получился компактнее, легче и проще в управлении.

В 1993 году боевая машина стала героиней кинофильма "Черная акула". Это имя закрепилось за Ка-50 и используется по сей день.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка