О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

100-летие в истории авиации: реактивный истребитель Ла-160

В июне 1947 г. в небо поднялся советский реактивный истребитель со стреловидным крылом Ла-160. Он был первым в революционной для того времени конфигурации и за особенности внешнего вида получил название "Стрелка"

В июне 1947 г. в небо поднялся советский реактивный истребитель со стреловидным крылом Ла-160. Он был первым в революционной для того времени конфигурации и за особенности внешнего вида получил название "Стрелка". Истребитель стал инновационной разработкой КБ под руководством С.А. Лавочкина и ученых ЦАГИ.

"Стрелка" создавалась в послевоенные годы, отмеченные бурным развитием авиации и переходом от винтовых двигателей к реактивным. Применение более мощных двигателей требовало совершенно нового подхода в аэродинамике летательных судов. Решением стало придание крылу стреловидной формы и уменьшение его относительной толщины. Для реализации этой идеи требовались глубокие и разносторонние теоретические и экспериментальные исследования.

ЦАГИ начал работу над стреловидным крылом еще в годы войны. Будущий академик Владимир Струминский, основываясь на результатах теоретических расчетов, показал преимущества такой конструкции за счет снижения волнового сопротивления крыла в пограничном слое и эффекта скольжения. Также, благодаря работам ученых института, стреловидные крылья получили аэродинамические перегородки вдоль хорды и гребни, препятствующие перетеканию воздушного потока вдоль несущей поверхности. Это позволило увеличить значения критических углов атаки и повысить эффективность элеронов. Исследования Ла-160 в аэродинамических трубах ЦАГИ охватили большой круг вопросов. В частности, было выявлено, что стреловидное крыло позволяет отодвинуть кризисные явления в область более высоких скоростей, смягчить их резко изменяющийся характер и обеспечить устойчивость на больших углах атаки.

Разработка истребителя Ла-160 велась конструкторским бюро в 1946 году. Это одноместный цельнометаллический среднеплан с крылом стреловидностью 35º, скомпонованным из разработанных в ЦАГИ скоростных профилей.

Летные испытания реактивного истребителя проходили в июне-сентябре 1947 г. Благодаря масштабным летным испытаниям Ла-160 был получен достоверный материал об особенностях устойчивости и управляемости самолета новой конфигурации.

"Стрелка" первой из советских самолетов преодолела тысячекилометровый рубеж скорости: на высоте 5700 м летчик-испытатель И.Е. Федоров достиг показателя 1050 км/ч, что соответствовало числу Маха, равного 0,92. Заместитель С.А. Лавочкина Н.С. Черняков оставил воспоминания об этом дне: "Звуковой барьер казался тогда авиационным работникам всего мира очень страшным. Казалось, преодолеть его невозможно. А преодоление этого барьера было конечной целью наших работ по созданию Ла-160. Мне трудно передать волнение, которое испытывали мы все, хорошо зная, какие опасности поджидают машину и испытателя".

Судьба распорядилась так, что Ла-160 был создан в единственном экземпляре. После испытаний он принимал участие только в воздушном параде в Тушино летом 1947 г.

Результаты экспериментальных исследований аэродинамических моделей и летные испытания "Стрелки" стали основой для создания более совершенных машин, таких как МиГ-15 и Ла-15.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка