О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новый авиарегистр по старым правилам

Как выяснил "Ъ", Минтранс вернулся к вопросу о порядке сертификации авиатехники, который еще в 2016 году передали от Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Росавиации

Как выяснил "Ъ", Минтранс вернулся к вопросу о порядке сертификации авиатехники, который еще в 2016 году передали от Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Росавиации. Министерство предложило обойтись проектом федеральных авиационных правил, созданных при МАК, просто заменив в них название регулятора. При этом авиапром по-прежнему вынужден для экспорта сертифицировать авиатехнику дважды - и в Росавиации, и в МАК, поскольку новые процедуры признают не все зарубежные авиавласти.

В конце июня в Минтрансе на совещании с участием Минпромторга, Росавиации и представителей авиапрома обсуждался проект федеральных авиационных правил, регламентирующих сертификацию авиатехники, производителей и разработчиков, рассказали "Ъ" в отрасли. Разработку правил Минтранс начал в середине 2017 года после того, как в 2016 году Росавиации передали полномочия по сертификации от МАК.

Источники "Ъ", знакомые с ходом совещания, рассказали, что пока Минтранс предложил зарегистрировать в Минюсте проект "Авиационные правила. Часть 21" (АП-21), разработанный еще МАК, просто заменив в документе Авиарегистр МАК (АР МАК) на созданное Росавиацией ФАУ "Авиарегистр РФ". Таким образом Минтранс хотел бы "поддержать уже достигнутый за рубежом уровень доверия к существующей системе сертификации в РФ". Также Минтранс предложил разработать методику расчета услуг сертификационных центров Росавиации. В Минтрансе "Ъ" подтвердили факт совещания. В Росавиации "Ъ" сообщили, что "совершенствование нормотворческого процесса сертификации авиатехники проводится постоянно", и признали, что сейчас сертификация ведется по АП-21 МАК, но "сложности, задержки и сбои по срокам не отмечаются".

В самом авиапроме ход реформы оценивают негативно. "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС, производитель SSJ100) в отчете за 2017 год сообщали, что из-за "продолжающегося отсутствия у Росавиации двусторонних соглашений с зарубежными авиавластями о взаимном признании процедур сертификации и неполной готовности обеспечить самостоятельное взаимодействие с Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) в 2017 году ГСС пришлось параллельно сертифицировать авиатехнику в АР МАК и Росавиации". ГСС удалось поставлять самолеты за рубеж, но это "требовало дополнительных затрат". В компании считают, что Росавиация не готова сертифицировать авиатехнику на экспорт без МАК (там на запрос "Ъ" не ответили). Представитель курирующего транспорт вице-премьера Максима Акимова перенаправила запрос "Ъ" вице-премьеру по ОПК Юрию Борисову (в его аппарате "Ъ" не ответили).

В Росавиации с этой оценкой не согласны, считая, что "процитированные утверждения вызывают недоумение и должны стать предметом тщательного разбирательства", поскольку компания ГСС "открыто признает", что в 2017 году "нарушала законодательство, обращаясь в МАК, получая от него нелегитимные документы, расходуя нецелевым образом существенные суммы". По мнению Росавиации, эти "недальновидные действия" наносят ущерб ГСС и "срывают исполнение решений правительства". В агентстве добавили, что в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, акционер ГСС) на недавнем совещании на проблемы с сертификацией не жаловались, случаев отказа в признании одобрительной документации Росавиации не было.

В ГСС "Ъ" уточнили, что "работают в рамках законодательства", выдача сертификатов на SSJ100 не останавливается. "Процесс сертификации был оптимизирован", говорят в ГСС, после того как в конце 2017 года Росавиация и Национальное управление гражданской авиации Италии (ENAC) определили график выполнения двустороннего соглашения по поддержанию летной годности SSJ100. Документ формально признает систему сертификации производства авиатехники в РФ и позволяет экспортировать SSJ100 в Европу.

В Росавиации "Ъ" подчеркнули, что в отличие от МАК ценообразование и расчеты сертификационных работ ведомства "абсолютно прозрачны и формируются на основе методики Минпромторга": "Отдельные голословные заявления об удорожании работ звучат от тех, кто надеется на реванш МАК, и не учитывают при сравнении цен разных лет инфляцию и налоги, но возврата к бесконтрольной системе не будет". Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов говорит, что решение о создании национального органа по сертификации авиатехники было правильным, но его реализация оказалась поспешной и непродуманной. В отличие от МАК новая система не получила широкого международного признания и испытывает трудности внутри страны, говорит эксперт. По его мнению, только новым документом проблему не решить, система должна быть отлажена и потребует квалификации сотрудников не ниже, чем в МАК....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка