О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет русского "летучего голландца" над НАТО

Четвертого июля 1989 года произошло авиационное ЧП, которое могло иметь самые печальные последствия

Это вам не жалкие поделки Голливуда! …МиГ, казалось, вышел из строя, пилот катапультировался. Но самолет вдруг стабилизировал высоту и продолжил без пилота долгий полет на автопилоте над странами НАТО.

Четвертого июля 1989 года произошло авиационное ЧП, которое могло иметь самые печальные последствия.

Пилот самолета МиГ-23 ВВС СССР полковник Николай Скуридин взлетел с аэродрома в Польше. Но уже на 41-й секунде полета внезапно произошло падение тяги - обороты двигателя резко уменьшились. Самолет стал терять высоту. Пилот посчитал, что двигатель вот-вот совсем остановится, и запросил у руководителя полетов разрешение на катапультирование. Приказ был получен. И вот тут-то и началось самое неожиданное. Через 6 секунд после катапультирования двигатель истребителя самопроизвольно стал набирать обороты. Более того - прекратил снижение, перешел в горизонтальное положение и продолжил движение в западном направлении на автопилоте.

Он без всяких трудностей преодолел территорию Польши и ГДР, поскольку у него была включена система опознавания "свой-чужой".

При приближении к границе ФРГ МиГ был засечен радарами НАТО. На перехват с авиабазы в Голландии были подняты два американских истребителя F-15 Eagle. Он подлетели к нашему истребителю и с удивлением обнаружили, что кабина пилота пуста… Летучий голландец! (Его перепуганные натовцы так впоследствии и окрестили).

Когда американские летчики доложили об этом диспетчеру, тот поначалу заподозрил, что они оба разом сошли с ума. Потом все-таки разобрались. Но что делать дальше? МиГ летел над густонаселенными районами. Кроме того, в НАТО боялись, что уничтожение советского истребителя, пусть даже и неуправляемого, может повлечь за собой непредсказуемые военно-политические последствия.

Пока натовцы думали да рядили, самолет уже вошел в воздушное пространство Голландии. Американские Eagle с недоумением продолжали "эскортировать" странный и непредсказуемый русский самолет. Решили так: если он благополучно минует Бельгию и подлетит к границе Франции - сбивать…

Но в этот самый момент у МиГа закончилось горючее, и он рухнул с небес на землю в районе бельгийской фермы неподалеку от Кортрейка. К несчастью, при падении самолета погиб 19-летний крестьянский паренек.

Пустой МиГ преодолел на автопилоте свыше 900 километров!

Главком ВВС, а позднее министр обороны СССР маршал Евгений Шапошников, говоря об этом инциденте, отметил: "Случай в истории боевой авиации уникальный. По крайней мере, я не припомню, чтобы машина, покинутая пилотом, совершила столь далекий неуправляемый полет, мы сами удивлены тем расстоянием, какое он сумел пройти. Дальность оказалась выше, чем предполагали"…

Впрочем, тот 1989 год, хоть и не високосный, но выдался очень "урожайным" на катастрофы военной авиации. По данным ВВС США: в том году американцы потеряли 49 самолетов, погибло 76 человек летного состава. Такого в истории ВВС США не было никогда!

А инцидент с советским МиГом закончился более-менее благополучно - "перестройка" и "гласность", наверно, помогли. СССР выплатил Бельгии компенсацию в размере 685 тысяч долларов. Полковник Николай Скуридин через наш МИД лично выразил соболезнования семье погибшего.

Советские специалисты были допущены к месту катастрофы. Обломки истребителя увезли в Советский Союз, хотя до сих пор так и не объявлена причина произошедшего с МиГом. Ну, видимо, за это его и прозвали "летучим голландцем".

Менее трагично закончился полет американского истребителя-перехватчика в феврале 1970 года. Над Монтаной во время тренировочного полета самолет ВВС США вошел в штопор, из которого пилот вывести машину не сумел. Он катапультировался. А истребитель на глазах у изумленных военных самостоятельно вышел из штопора, снизился и приземлился на заснеженное кукурузное поле. На место ЧП первым прибыл местный шериф. Он был потрясен до самых основ своего мировоззрения, когда увидел пустой, но целехонький истребитель с работающим двигателем. Это зрелище, наверно, было похлеще, чем банальная "техасская резня бензопилой"…...
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка