О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Олег Лавричев предложил меры по возрождению гражданской авиации России

Решающую роль в возрождении гражданской авиации России на первом этапе должно сыграть государство, сформировав долгосрочные заказы в объеме не менее 200-300 лайнеров в год, а также оказав отрасли поддержку в перевооружении и развитии производства

Решающую роль в возрождении гражданской авиации России на первом этапе должно сыграть государство, сформировав долгосрочные заказы в объеме не менее 200-300 лайнеров в год, а также оказав отрасли поддержку в перевооружении и развитии производства.

С таким предложением на заседании Совета по законодательному обеспечению ОПК и военно-технического сотрудничества в Совете Федерации выступил генеральный директор АО "Арзамасский приборостроительный завод" (АПЗ), председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области Олег Лавричев, представивший интересы Союза авиапроизводителей России.

Очередное заседание совета было посвящено правовым и технологическим аспектам развития авиации. В отрасли трудятся более 400 тысяч человек. По итогам выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) российский ОПК в 2017 году произвел 139 боевых самолетов, 214 вертолетов, в войска поступило около 200 беспилотных летательных аппаратов.

- Вместе с тем сегмент гражданской авиации в объеме производства отрасли составляет всего 16 процентов. Для сравнения: такие корпорации, как Boeing, имеют одинаковый и военный, и гражданский сегмент. Отсутствие удобных, эффективных, экономичных, надежных и дешевых авиационных средств сегодня существенно сдерживает развитие нашей страны, - отметил заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев.

В настоящее время в авиационной отрасли сложился дисбаланс, когда при развитом и конкурентоспособном на мировом рынке военном производстве доля отечественной гражданской продукции составляет около 2 процентов на рынке самолетостроения и 12 процентов - на рынке вертолетостроения. Для решения этой проблемы на государственном уровне создан ряд программ. Разрабатывается стратегия развития авиационной промышленности до 2030 года.

Очередное заседание совета было посвящено правовым и технологическим аспектам развития авиации. В отрасли трудятся более 400 тысяч человек. По итогам выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) российский ОПК в 2017 году произвел 139 боевых самолетов, 214 вертолетов, в войска поступило около 200 беспилотных летательных аппаратов.

- Вместе с тем сегмент гражданской авиации в объеме производства отрасли составляет всего 16 процентов. Для сравнения: такие корпорации, как Boeing, имеют одинаковый и военный, и гражданский сегмент. Отсутствие удобных, эффективных, экономичных, надежных и дешевых авиационных средств сегодня существенно сдерживает развитие нашей страны, - отметил заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев.

В настоящее время в авиационной отрасли сложился дисбаланс, когда при развитом и конкурентоспособном на мировом рынке военном производстве доля отечественной гражданской продукции составляет около 2 процентов на рынке самолетостроения и 12 процентов - на рынке вертолетостроения. Для решения этой проблемы на государственном уровне создан ряд программ. Разрабатывается стратегия развития авиационной промышленности до 2030 года.

- Так, по данным из открытых источников, в течение 10 лет был произведен 161 самолет "Сухой Суперджет-100", который в значительной степени состоит из импортных компонентов. Планируемый прорывной, но неоднократно корректируемый, проект по выпуску нового самолета МС-21 (по данным с сайта Иркутского авиационного завода) имел на середину года портфель заказов на производство 275 судов до 2025 года. Это не те объемы, которые свидетельствовали бы о привлекательности проекта для предприятий авиационной отрасли, - привел пример Олег Лавричев. - Из-за низкой загруженности по причине отсутствия необходимых объемов заказов на летательные аппараты мы имеем в авиастроении, включая поставщиков всех уровней, низкую производительность труда, что в итоге изначально делает любой проект низкорентабельным и неконкурентоспособным.

Примечательно, что даже модернизированные и эффективные предприятия, такие как АПЗ, гражданской авиацией России востребованы мало. Арзамасский завод, исторически обеспечивающий многие самолеты авионикой, не был задействован в новых проектах.

- Мы продолжаем выпускать для гражданской авиации датчики разработки 1970-х годов, хотя за последние годы существенно повысили ряд своих компетенций, в том числе по новым направлениям. Создали при заводе приборостроительное конструкторское бюро, занимающееся разработкой перспективной военной и гражданской продукции, - продолжил Олег Лавричев. - В отечественной гражданской авиации широко используются приводы импортного производства, ввиду отсутствия отечественных сертифицированных аналогов. Так, в МС-21 и "Сухой Суперджет 100" часть установленных электромеханических приводов - импортного производства. АО "АПЗ" имеет все технические возможности по разработке и изготовлению аналогичных комплектующих. ОКБ "Сухого" привлекло наше предприятие для проведения научно-исследовательских работ (НИР) по созданию экспериментального образца электромеханического привода элерона летательного аппарата. Сейчас НИР завершены с положительным итогом, после чего перешли к выполнению следующего этапа этой работы - ОКР. В настоящее время нас также привлекли к разработке перспективного беспилотного летательного аппарата вертолетного типа,  которая реализуется под эгидой Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина (Воронеж).

Обозначив накопившиеся в отрасли проблемы, Олег Лавричев озвучил ряд мер, принятие которых должно исправить ситуацию. Помимо обозначенного выше более активного участия в процессе государства, речь, в частности, идет о следующих предложениях:
  • создать новые механизмы привлечения инвесторов в авиационную отрасль, в том числе и для производственной кооперации
  • законодательно разрешить включать ранее понесенные организацией-исполнителем затраты на разработку высокотехнологичной продукции в инициативном порядке в цену контракта до заключения договора. Для этого необходимо внести изменения в ФЗ-44 "О контрактной системе…"
  • развивать российский рынок авиаперевозок только за счет производимой в России авиационной техники, на основе отечественных компонентов
  • унифицировать на стадии проектирования использование узлов, комплектующих в конструкции летательных аппаратов, чтобы снизить затраты и сроки выхода на серию
  • принять меры по созданию современной и перспективной  электронной компонентной базы, программного обеспечения отечественного производства для электроники летательных аппаратов
  • принять меры по восстановлению точного станкостроения, переходя от отверточной сборки высокоточных станков к полной локализации производства в России.
Предложения всех участников заседания внесены в протокол, на основании которого будут составлены рекомендации Федеральному Собранию, Правительству РФ, Военно-промышленной комиссии, Генеральной прокуратуре, Счетной палате, а также интегрированным структурам авиационной промышленности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка