Автор: Василий Столбунов
Опубликовано: 20.07.2018, 08:41
 

Алюминиевая промышленность должна быть приоритетом экономики

Эксперты назвали самые заметные события отрасли последних лет и обозначили пути развития внутренней переработки крылатого металла


Недавний День металлурга, который сотни тысяч людей в России ежегодно празднуют 15 июля, - повод оглянуться назад и оценить то главное, что произошло в алюминиевой отрасли в последние годы и десятилетия. А с другой стороны - определить, как она может справиться с вызовами сегодняшнего дня. На эти темы рассуждают заслуженные металлурги, те, кто стоял у истоков отрасли, кто всегда был на "передовой" и выстраивал мост между прошлым и будущим алюминиевой индустрии.

Алюминиевые сплавы завоевывают рынок

Последние 20-30 лет были трудным периодом в алюминиевой индустрии, отмечает Михаил Локшин, кандидат технических наук, лауреат премии Совета Министров СССР, 35 лет проработавший во Всероссийском (ранее Всесоюзном) институте легких сплавов (ВИЛС). В отрасли, по его словам, проходила перестройка на фоне поиска новых путей развития и жесткой борьбы за рынки потребления.

Каковы эти пути и что обеспечивает алюминию конкурентные преимущества? Эксперты отмечают прогресс в металлургии алюминиевых сплавов. "Стоит отметить алюминиевые сплавы, легированные скандием, - считает доктор технических наук, сотрудник лаборатории металловедения ВИЛС Валерий Захаров. - Влияние скандия на структуру и свойства алюминиевых сплавов необычайно сильное: благодаря этому металлу мы имеем уникальную возможность получать сплавы с принципиально новыми свойствами, которые недостижимы без его добавления. Данное открытие является очень ярким событием в отрасли, и это направление будет активно развиваться в самое ближайшее время".

Современные алюминиевые сплавы имеют высокий спрос практически во всех отраслях промышленности, что стало наиболее очевидно в последние пару десятилетий, констатирует директор РУСАЛа по сбыту и маркетингу Роман Андрюшин. Причем эта тенденция, по его словам, характерна как для мира в целом, так и для России: "Растет алюминизация строительства: светопрозрачные конструкции, панели, фасадные системы, отделочные материалы. Особо знаковым событием строительной отрасли является рост популярности мостов с использованием алюминиевых сплавов. Благодаря целому ряду преимуществ таких мостов в мире наблюдается настоящий бум строительства этих объектов. И Россия, наконец, тоже начала открывать для себя перспективы их использования".

"Существенно расширяется использование алюминия в транспортной отрасли, и это наиболее быстрорастущий сегмент потребления алюминия в мире. Хотя российский рынок пока отстает по объемам использования алюминия в транспорте, но мы движемся в том же направлении, что и развитые страны, - продолжает Роман Андрюшин. - Последние 20 лет позволили нам наблюдать возрождение отечественного авиакомплекса. Были запущены в производство самолеты SSJ-100, МС-21, модернизирован ИЛ-476, где широко применяется алюминий. Ведутся работы по локализации иностранных компонентов на территории РФ, активно реализуется программа импортозамещения. Например, произведенные в России авиационные теплообменники поставляются не только на отечественные воздушные суда, но и с успехом на все зарубежные "Боинги". Разработаны новые сплавы, стали активно применяться новые виды литья, расширяется применение порошков для 3D-печати".

Независимые прессовщики воспользовались шансом

Еще одно ключевое событие, на котором акцентируют внимание эксперты, - появление нового сектора так называемых независимых прессовщиков алюминиевых профилей. "Сектор возник во многом благодаря инициативе наиболее активных и талантливых представителей частного бизнеса. В то время как старые мощности традиционных комплексных заводов были остановлены, а в ряде случаев просто демонтированы, новые прессовые заводы приобрели современное оборудование, обеспечивавшее быстрое развитие, которое продолжается до сих пор", - подчеркивает Михаил Локшин.

"Хочу отметить создание новых, современных прессовых производств, ориентированных на строительную индустрию. Перспектива применения алюминиевых изделий в стройке велика, и уже сегодня их использование увеличивает возможность решения многих сложных строительных задач", - отмечает председатель Алюминиевой ассоциации Валентин Трищенко.

"Важной вехой считаю появление большого числа некрупных заводов, занимающихся прессованием мягких сплавов для строительства, автотранспорта и других отраслей, - согласен топ-менеджер "Арконик Россия" Александр Дриц, много лет проработавший в компании "Алкоа" (сейчас - "Арконик"). - Они обладают современным оборудованием и технологиями нанесения покрытий, анодирования, а новые прессовые линии позволяют заказчикам получать строительные профили качества, абсолютно идентичного европейскому и американскому".

Консолидация для развития

Эксперты не обошли вниманием и процессы, происходящие в структуре отрасли. Валентин Трищенко отмечает плюсы консолидации производства первичного алюминия: "Это поспособствовало техническому перевооружению, созданию новых производств первичного алюминия, решению вопросов по экологии и себестоимости". "Не стоит забывать и о таком важном событии, как создание Объединенной компании РУСАЛ, ставшей крупнейшим производителем первичного алюминия за пределами Китая, - напомнил Роман Андрюшин. - В России вводятся современные алюминиевые заводы, использующие новейшие технологии производства:  Хакасский алюминиевый завод (ХАЗ), Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ) (оба входят в структуру РУСАЛа. - "НГ")".

Развитие алюминиевой отрасли стимулировали и другие инвесторы - российские и иностранные. Дриц называет одним из главных событий последних лет приобретение "Алкоа" заводов в Самаре и Белой Калитве в 2005 году. "Инвестиции позволили модернизировать их производственные мощности, обеспечить высокое качество продукции и поднять технический и технологический потенциал на уровень передовых зарубежных предприятий", - объясняет он. Из актуальных событий Дриц выделил строительство нового прокатного комплекса на Каменск-Уральском металлургическом заводе (КУМЗ, входит в УК "Алюминиевые продукты") - это значит, по его словам, что в ближайшие годы в алюминиевой перерабатывающей отрасли появится еще одно современное предприятие.

А кроме того, немаловажным событием стало объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия в отраслевой союз - Алюминиевую ассоциацию. "Именно благодаря ее работе в отрасли запускаются инновационные проекты, применение алюминия совершенствуется, а уровень его потребления растет", - отметил Валентин Трищенко. Разделяет высокую оценку деятельности Алюминиевой ассоциации и доктор технических наук, профессор Николай Белов: "Наиболее значимым событием алюминиевой отрасли считаю создание Алюминиевой ассоциации, что явилось следствием осознания предприятиями практически полного отсутствия политики развития в предыдущие годы - раньше в СССР эту функцию выполняли министерства".

Как увеличить внутреннее потребление

Главный вызов, стоящий перед отраслью, - необходимость обеспечить рост переработки металла и производства высокотехнологичной продукции внутри России. Задача сложная, но решаемая, считают эксперты. "Во-первых, надо стимулировать и создавать условия для повышения конкурентоспособности продукции на мировом уровне, - полагает Локшин. - Второе - сделать процесс создания и освоения новых инновационных технологий непрерывным. Для этого надо поднять уровень затрат в бизнесе на НИОКР с нынешних 5-10% до 50-60%, как это имеет место в бизнесе лидеров алюминиевой индустрии развитых стран. Третье - надо ускорить гармонизацию перечня сплавов и состояний поставки с ведущими мировыми системами. Четвертое - необходимо поднять уровень образования в технических университетах России в части подготовки специалистов в сфере применения и исследований алюминиевых сплавов. Существующий уровень подготовки является тормозом в расширении использования алюминия".

С необходимостью перемен согласен и Николай Белов. "Для развития алюминиевой отрасли необходимо развитие промышленных отраслей, потребляющих алюминий, с чем может помочь государственная программа по созданию современных изделий на основе легких материалов взамен тяжелых: транспорт, кабель, строительство, спортинвентарь", - считает он. По его мнению, также актуально создание современного научного алюминиевого центра в России.

"Сегодня очень важно увеличить внутреннюю потребность в алюминиевых полуфабрикатах и сплавах во всех отраслях промышленности. Также необходима модернизация и создание новых металлургических производств, направленных в числе прочего на импортозамещение. Среди приоритетных направлений алюминиевой отрасли - стимулирование развития экспорта алюминиевой продукции высоких переделов", - советует Валентин Трищенко.

Переработка алюминия выгодна для экономики

По мнению Андрюшина, источники роста потребления алюминия лежат в трех областях - качество, компетентность и регуляторика: "Во-первых, нужно в целом повышать качество создания продуктов высоких переделов, используемых в прокате, экструзии, упаковке и товарах народного потребления. Во-вторых, необходимо воспитывать поколение профессионалов, которое будет знать о преимуществах и свойствах алюминия и уметь работать с ним. Сегодня подготовка специалистов отстает от потребностей рынка. Так как нет понимания возможностей использования алюминия, проектировщики или дизайнеры, к сожалению, зачастую предпочитают избегать применения этого металла. В-третьих, устаревшие ГОСТы и своды правил сдерживают использование алюминия в строительстве, вагоностроении, энергетике и других отраслях. Пересмотр системы стандартов с учетом современного уровня развития алюминиевых сплавов и технологий - важный фактор развития отечественной алюминиевой промышленности".

Конкурентные преимущества алюминия должны способствовать росту его потребления и развитию промышленности в целом, считает Александр Дриц. "Для увеличения переработки алюминия в России нужно продолжать развивать рынки, для которых алюминий является эффективным в применении материалом, - полагает он. - Катализатором этого процесса должны стать законодательные инициативы и мероприятия, которые бы стимулировали потребление алюминия. Алюминий - легкий, прочный, красивый металл, вместе с этим у него есть еще одно прекрасное свойство: 100-процентная рециклируемость без потери свойств. При этом вторичная переработка значительно экологичнее первичного производства. Это особенно актуально сейчас, когда высокая энергоэффективность и снижение выбросов становятся глобальным приоритетом".

"России необходимо использовать наши алюминиевые изделия, полуфабрикаты как можно шире: в транспорте, электротехнике, строительстве. Если говорить о транспорте, то нужно брать во внимание и автомобильную отрасль, и железнодорожную. Нельзя забывать и об авиастроении. Возможно, композиционные материалы постепенно его заменят, но это произойдет не в ближайшее время: алюминиевые сплавы еще длительное время будут основным конструкционным материалом в авиастроении. Подобный рост внутреннего использования алюминиевой продукции выгодно скажется на нашей экономике. Конечно, данный процесс не так просто запустить и наладить. Но я считаю, что именно развитие алюминиевой отрасли сейчас для нас приоритетно", - подытожил Захаров.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 июля 2018 года | Дайджест публикаций за 20 июля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)