Автор: Регина Макасина
Опубликовано: 23.07.2018, 08:46
 

"Боинги" против "Яков": как "Победа" и Бегишево уводят пассажиров у "Ижавиа"

Лоукостер открывает интермодальный рейс: сначала летишь до Татарстана, потом едешь 200 км в автобусе. Получается втрое дешевле, чем напрямую


[image]

Сегодня авиакомпания "Победа" совершит первый рейс из Москвы в Ижевск, который по факту приземлится в Бегишево. Оттуда пассажиры будут доставлены в Ижевск на автобусе. На эти рейсы продается единый дешевый билет, от 2,7 тыс. рублей, включающий в себя весь путь полностью. Дело в том, что собственный аэропорт Удмуртии не способен принимать "Боинги". Если схема сработает, Бегишево будет ее расширять - например, на Башкортостан.

Пару месяцев придется потесниться

В продажу поступили единые билеты Москва-Ижевск с пересадкой в Бегишево. Выглядеть все будет так. Пассажир покупает единый билет, садится в самолет в Москве, летит до Бегишево, а затем автобусом - до Ижевска. Цена проезда на автобусе включена в стоимость билета. Подобного в России пока нет, разве что единый билет в Крым и опыт воронежского аэропорта по доставке людей из других регионов на популярные чартеры.

Кто же захочет ехать автобусом 200 км из Бегишево в Ижевск? Вероятно, тот, что хочет сэкономить. Цены на перелет с пересадкой - от 2 300 рублей. Для сравнения: билеты на прямые рейсы на самолетах  "Ижавиа" обойдутся от 6 700 рублей.

Впрочем, жители Удмуртии и так не редкие клиенты аэропорта между Челнами и Нижнекамском. "Примерно 40% машин, которые сейчас находятся на парковке аэропорта Бегишево - это машины с номерами 18-го региона, то есть транспорт из Удмуртии. На сегодняшний день уже видно, что пассажиры преодолевают эти 200 км", - поясняет коммерческий директор аэропорта Феликс Козлов. По его словам, главная задача - не пустить автобус, а показать, что есть недорогая альтернатива. Причем показать, как пассажирам, там и самой "Победе", на которую в Бегишево серьезно рассчитывают в дальнейшем развитии.

Инициатива устроить интермодальные перевозки принадлежит Бегишево. "Мы давно рассматривали подобные возможности. Было сложно найти перевозчика, который согласился бы реализовать этот проект вместе с нами.  "Победа" согласилась, потому что у них уже есть хороший опыт, аналогичные интермодальные перевозки организованы лоу-костером по европейским маршрутам: Бергамо - Милан, Пиза - Флоренция, Мемминген - Мюнхен", - рассказывает топ-менеджер.

В Бегишево строят планы развивать сеть интермодальных перевозок, например, в Башкортостан - Октябрьский и Туймазы. Но это все потом, а сначала надо обкатать рейс Москва-Ижевск и показать "Победе", что опыт удался. Козлов называет затею рискованной, но все же реальной. "Из перечня городов, которые мы рассматриваем, как потенциально возможные для реализации перевозок fly&bus, Ижевск представляется наиболее перспективным. Благодаря ряду факторов именно здесь можно получить хорошую отдачу и пассажиропоток. Если будет результат, будем развивать дальше, это может быть как открытие дополнительных рейсов в тот же Ижевск, так и расширение географии перевозок. Мы должны предложить авиакомпаниям нестандартные решения, в том числе и искусственно увеличивать агломерацию нашего аэропорта, словом, сделать все, чтобы перевозчики выбирали именно наш аэропорт, простых решений в виде скидок на наземное обслуживание для привлечения новых рейсов не хватает", - поясняет Козлов.

Летает "Победа" на Boeing-737-800. Пока для тех пассажиров, которые поедут дальше до Ижевска подготовили микроавтобус. Количество рейсов с учетом открытия нового направления пока увеличивать не собираются. Поэтому, возможно, жителям Закамья придется какое-то время побороться с ижевчанами за билеты. Но, по словам Козлова, если такое и случится, то продолжаться будет пару месяцев, а затем пустят второй рейс в день.

"Сама идея подвозить пассажиров из других регионов не нова, наилучших результатов здесь достиг международный аэропорт Воронеж, получивший таким образом дополнительно 27 000 пассажиров за год. Отличие нашего проекта заключается в самой системе продаж - если раньше автобусные перевозки никак не стыковались с воздушными, то в нашем случае пассажир по запросу перелета Ижевск - Москва увидит в том числе и вариант полета через Бегишево, вне зависимости от того, где он выбирает билет - на сайте самой авиакомпании, в авиакассе, или в метапоисковой системе наподобие Skyscanner, или Aviasales. Если за счет fly&bus нам удастся показать "Победе" перспективу роста пассажиропотока, мы будет просить у авиакомпании второй ежедневный рейс. Месяц, два, три, будет "тесно" за счет дополнительных пассажиров из Ижевска, но затем может увеличится и количество авиарейсов лоу-костера в Бегишево", - рассуждает Козлов.

По мнению Козлова, "Победа", которая хорошо загружает свои рейсы, всегда будет пользоваться спросом из-за привлекательного ценника. Бегишево же нужно быть ближе к успешной компании. "Победа" сейчас расширяет парк воздушных судов. Мы не должны остаться за бортом этого расширения. Мы на начальном этапе хорошо перехватили "Победу". Лоукостер открыл от нас рейсы и в Сочи, и в Москву, и в Петербург. Вроде бы, все здорово. Но авиакомпания ["Победа"] развивается дальше, и нам надо, создать условия для того, чтобы часть этого развития перепадала аэропорту Бегишево", - резюмирует Козлов.

Когда проблемы соседей на руку

Возникает вопрос, почему же "Победа" не летает из Москвы в Ижевск напрямую? Все дело в аэропорте столицы Удмуртии. Пока что воздушная гавань не имеет допусков к обслуживанию Boeing и Airbus. К слову, прием RRJ-95B (Сухой Суперджет-100) аэропорту Росавиация разрешила только пару дней назад.

Допуски, говорят злые языки, отсутствуют не просто так. Портал frequentflyers.ru, комментируя новость об открытии нового рейса, намекнул на то, что дело в конкуренции. Аэропорт Ижевска принадлежит компании "Ижавиа", которой, по мнению портала, не нужны соперники. Авиакомпания летает на отечественных не совсем современных Як-42Д, кроме того, на ее сайте сообщается, что у нее до сих пор есть турбовинтовые Ан-24. Оформлять допуск на другие самолеты - значит пускать другие компании в родную гавань. Также следует заметить, что столичный, казалось бы, аэропорт не имеет международного статуса и из него летают только внутренние рейсы. А сам пассажиропоток значительно меньше, чем у Бегишево - 315 тысяч против 587 тысяч, согласно данным за 2017 год.

Впрочем, эксперт, знакомый с ситуаций в ижевском аэропорту, видит проблему иначе. По мнению собеседника "БИЗНЕС Online", в аэропорту есть проблемы с состоянием перрона и взлетно-посадочной полосы. Требуется ремонт. Поэтому хоть допускай, хоть не допускай - препятствия для приема Ижевском новых видов воздушных судов будут оставаться. Дело в том, что  на Яках, которые эксплуатируют в компании "Ижавиа", двигатели находятся в хвостовой части, расположены высоко, поэтому требования ниже чем для самолетов с двигателями под крылом, то есть на меньшей высоте от земли. Двигатель, как пылесос, может засосать любой мусор, осколок покрытия взлетно-посадочной полосы и выйти из строя.

Нужно отметить, что в "Ижавиа", которое на 100% акций находится в собственности правительства Удмуртии, с приходом нового амбициозного главы Александра Бречалова началась эпоха перемен, недавно сменился директор. Александр Городилов добровольно оставил свой пост, его место занял Александр Синельников. При прежнем руководстве был план закрыть аэропорт на год и провести капитальный ремонт покрытий, при этом на время ремонта планировалось перевести флот авиакомпании во все тот же Бегишево. Новое руководство придерживается иного пути - получить допуски на обслуживание новых типов судов и приглашать новые авиакомпании уже сегодня. К слову, аэропорт и компания могут уже в ближайшее время стать юридически самостоятельными объектами. На этом в прошлом году настаивало местное УФАС.

Стоит упомянуть тот факт, что пару лет назад "Аэрофлот" планировал заходить в Ижевск, но после аудита отложил планы по открытию рейсов на неопределенный срок. Сейчас же, после получения допуска на обслуживание Суперджетов, полеты "Аэрофлота" из столицы Удмуртии снова анонсируются.

По мнению еще одного нашего собеседника, ситуация в аэропорту сложная. Открыть его для других компаний до замены самолетного парка - значит рискнуть потерять свою. Старым Якам, которые составляют основной парк "Ижавиа", экономически сложно конкурировать с современной техникой. А если из-за проблем с покрытием полосы и перрона случится поломка, сторонние авиакомпании могут отказаться от полетов в аэропорт Ижевска. Если ситуация действительно такова, как ее описывает наш собеседник, то Бегишево она только на руку. Это означает, что прямой рейс Москва-Ижевск "Победа" откроет еще не скоро, а Бегишево останется удобной площадкой для пересадки.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 23 июля 2018 года | Дайджест публикаций за 23 июля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Skyscanner, Ижавиа, Авиакомпания "Победа" (в процессе тестирования)