Автор: Елизавета Кузнецова
Опубликовано: 24.07.2018, 08:52
 

Авиация набирает высоту

Рост пассажиропотока могут остановить налоги


По итогам первого полугодия российский авиарынок продолжает уверенно расти - на 11,3%, до 51,4 млн человек. Из 35 крупнейших перевозчиков две трети показали положительную динамику. Источники "Ъ" в отрасли считают, что до конца года могут сохраниться темпы роста пассажиропотока на уровне 7-10%, в том числе за счет действия сниженного НДС на внутренних линиях. Но в 2019 году отрасль опасается резкого ухудшения ситуации, если будет реализована идея Минфина обнулить НДС на рейсах между аэропортами за пределами Москвы, вернув обратно ставку НДС вместо 10% до 18% для полетов в аэропорты столицы.

Росавиация опубликовала итоги работы 35 крупнейших российских авиакомпаний за первое полугодие. Они обслужили 51,4 млн человек, увеличив пассажиропоток на 11,3%. В июне перевозки выросли на 10,4%, до 11,4 млн человек. Доля пяти крупнейших авиакомпаний за полгода сократилась на 2,1%, до 65,4%. Всего лидеры рынка обслужили 33,6 млн человек. Из всех крупнейших авиакомпаний, включенных в статистику, 14 показали в первом полугодии двузначные темпы роста, в том числе "Победа" (на 50,8%, до 3,1 млн человек), "Северный ветер" (почти вдвое, до 2,2 млн), "Икар" (на 17,8%, до 797 тыс.), а еще девять вышли в плюс.

На международных линиях все авиакомпании, входящие в топ-5, показали положительный результат, но пассажиропоток лидера рынка "Аэрофлота" рос медленнее прочих - на 4,3%, до 8,3 млн человек. Крупнейшая чартерная авиакомпания Azur Air и "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") перевезли каждая по 1,8 млн человек. Но динамика у Azur Air вдвое лучше: рост на 19% против 10,6% у "России". Сильнее всех увеличили международный пассажиропоток "Уральские авиалинии" - почти 30%, до 1,7 млн человек. S7 оказалась в конце с 1,5 млн пассажиров (рост на 13,6%).

На внутренних линиях иной состав первой пятерки: за традиционным лидером "Аэрофлотом" (рост на 8,7%, до 7,8 млн человек) на второе место вышла S7 (18,7%, 3,6 млн человек), третье место разделили UTair (7,9%, 2,9 млн человек) и "Россия" (падение на 11%, до 2,9 млн человек), а закрыл топ-5 дочерний локуостер "Аэрофлота" "Победа", показав лучший рост в сегменте - на 45,7%, до 2,4 млн человек.

"Во время ЧМ-2018 было перевезено в четыре раза больше авиапассажиров. Мы рассчитывали на 3,9 млн человек, а пассажиропоток составил более 16 млн", - Евгений Дитрих, министр транспорта России.

В "Аэрофлоте" и S7 на запросы "Ъ" не ответили. Представитель "Северного ветра" объяснил резкое увеличение пассажиропотока компании активным наращиванием парка самолетов (с 10 до 22 бортов), который к концу года достигнет 50 самолетов. Президент "UTair - Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков пояснил, что компания открыла новые маршруты в Европу и обновила сайт "с возможностью сконструировать путешествие по потребностям и минимальным ценам".

По мнению одного из участников рынка, итоги полугодия говорят о "стабильном состоянии авиакомпаний, с учетом того что рост перевозок продолжился с высокой базы 2017 года". В целом по году он ожидает роста рынка на 7-10%. Но, подчеркнул собеседник "Ъ", перспективы 2019 года вызывают у авиаторов "настороженность и опасения" на фоне планов Минфина провести в отрасли "локальный налоговый маневр" - снизить ставку НДС до 0% на рейсах между аэропортами, не входящими в столичный авиаузел, и увеличить его с 10% до 18% для полетов в аэропорты Москвы. "Эти предложения окажут обратный эффект и нивелируют достигнутый экономический эффект от снижения налога",- уверен собеседник "Ъ". По его мнению, авиакомпаниям придется компенсировать рост налога за счет цен на билеты.

Параметры налогового маневра в авиации описаны в проекте "дорожной карты" ФАС о развитии конкуренции в транспортной отрасли в 2018-2020 годах. В Минфине "Ъ" сообщили, что пока "решений в этой области нет". В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили. Глава Infomost Борис Рыбак считает, что в условиях роста расходов на аэропортовые услуги и топливо обсуждать возврат ставки НДС бессмысленно - пострадает большинство авиакомпаний.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 июля 2018 года | Дайджест публикаций за 24 июля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Федеральное агентство воздушного транспорта, Уральские авиалинии (Ural Airlines), Икар (Pegas Fly), Северный Ветер, Авиакомпания "Победа", Авиакомпания "Сибирь", Авиакомпания Utair, Авиакомпания "Уральские авиалинии", Авиакомпания "Azur Air", Северный Ветер (NORD WIND) (в процессе тестирования)