О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ФАС снова предупредил губернатора насчет иркутского аэроузла

Теперь уже не только возможные инвесторы, но и центральный ФАС требует от губернатора Сергея Левченко соблюдать правила игры

Теперь уже не только возможные инвесторы, но и центральный ФАС требует от губернатора Сергея Левченко соблюдать правила игры. За последний год он сделал несколько скорых обещаний и выводов относительно строительства нового аэропорта, которые создали вокруг стратегического объекта нездоровую обстановку. Все это привело к краху - Федерация отказала региону в поддержке проекта, заморозив региональные "хотелки" на неопределенный срок.

Но правительство не унимается. "Профукав" 23 миллиарда, которые область могла бы получить на иркутский авиаузел, губернатор теперь по-коммунистически бодро обещает народу новый терминал в старом аэропорту. При этом новоиспеченный инвестор, которого Сергей Левченко называет "стратегическим партнером", отмахивается от этого, а Федеральная антимонопольная служба строго грозит губернатору, предвидя крупное нарушение российского законодательства.

Хотели аэропорт, а получим терминал

Больше пятидесяти лет назад в Иркутске начались споры о строительстве нового аэропорта. В середине шестидесятых московский проектный институт готовил по заказу иркутских властей генеральный план города. Тогдашний первый секретарь обкома партии Семен Щетинин ратовал за вынос аэропорта из городской черты. Но сменивший его Николай Банников считал, что никакого выноса не требуется, а надо лишь развернуть взлетку и заняться ее реконструкцией. Время показало, что прав был Щетинин.

Но и тогда представители Госплана и "Гражданстроя" понимали, что оставлять аэропорт в растущем городе, который позиционировал себя как "столица Восточной Сибири", опрометчиво. И тщетно пытались воздействовать на Банникова. Тот был упрям, и обком во главе с ним выступил против московских специалистов. Это был по тем временам нонсенс.

Вопрос об иркутском аэропорте в 1970 году, когда генплан был принят, так и остался открытым. В 1977 году Министерство гражданской авиации решило расставить все по местам, взявшись вынести, по кремлевскому распоряжению, аэропорт вон из Иркутска. Но проблема таких крупных проектов в том, что для их осуществления требуются достаточно много времени и большая подготовка. Министру, в рамках советской плановой экономики, поручили начать строительство в 1982 году - но строительство задержали, а потом страна перестала существовать.

Аэропорт же существовать не перестал. Напротив, он разрастался, требовались меры для того, чтобы справиться с возрастающим объемом перевозок. Так или иначе, вопрос строительства нового аэропорта снова должен был однажды встать остро. На волне исторических перемен он то возникал, то вновь затухал. Определялось место под строительство аэропорта - то одно, то другое. Общественность ломала копья, где лучше сажать и поднимать самолеты: под Иркутском, под Ангарском или вообще в Усть-Орде. Время от времени в дело вмешивалась политика - и под какие-нибудь выборы или же под явление в области нового губернатора на суд выносились масштабные проекты, которым не суждено было сбыться - давайте вспомним идею агломерации от губернатора-варяга Александра Тишанина, где аэропорту отводилось большое место. Но губернатор скоро сменился, сменилась, увы, и стратегия.

В 2014 году федеральные власти решили передать аэропорт Иркутской области в собственность - с тем чтобы область приняла решение о строительстве нового аэропорта и начала наконец это строительство. Правительство области обязалось в течение 11 месяцев с момента выхода распоряжения правительства РФ принять решение о строительстве, а в течение 16 месяцев - найти инвестора. Иркутский авиаузел, который входит в число 20 крупнейших по показателям пассажиропотока, должен был развиваться на условиях государственно-частного партнерства.

Спустя три года после передачи аэропорта проблема сузилась до строительства терминала. Это произошло не вдруг. Иркутская область методично не выполняла соглашение, всячески оттягивая решение вопроса. При новом правительстве Сергея Левченко, которое сменило правительство Сергея Ерощенко, вопрос о строительстве нового аэропорта стал настолько скандальным, что это привело в итоге к потере Иркутской областью всех возможностей и преференций.

Проекты и протесты

Проблема не в том, что на аэропорт не нашлось инвестора. Инвесторы-то как раз были. Более того, они предлагали разные проекты, можно было выбирать.

Об этом вещал и сам губернатор, еще весной прошлого года делавший выразительные заявления о подготовке к строительству. В июне 2017 года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге иркутский губернатор расписывал планы относительно инвесторов, которых область планировала нагрузить еще - в качестве социальной отработки? - "шефством" над десятью маленькими аэропортами области. При этом частникам "светило", по словам Левченко, лишь 25% прав, остальное - блок-пакет -- оставалось у области.

Медовые речи губернатора тогда еще могли воодушевить доверчивых, хотя уже надвигалась гроза: представители Контрольно-счетной палаты области деликатно указывали на то, что область не выполняет обещания, отстает от плана по развитию авиаузла. Как бы не пришлось возвращать аэропорт Федерации…

Возвращать пока не пришлось. Дело обернулось по-иному, впрочем, для области еще хуже.

С предварительными концепциями вышли ГК "Ренова" (через управляющую компанию "Аэропорты регионов") и "Базовый элемент". Рассматривались и предложения компании "Новапорт". Однако вскоре "Базовый элемент" вышел уже не с проектом, а с протестом: администрация области в лице губернатора Левченко заявила, что "Новапорт" Романа Троценко может быть допущен к совместному управлению аэропортом, который, напомним, находится в собственности региона. Фактически речь шла о том, что власти пытаются обойти обязательную процедуру конкурса. К сентябрю 2017 года у администрации было уже два предупреждения от ФАС об игре не по правилам.

Возможные инвесторы, представители конкурирующих структур требовали открытого конкурса. Они требовали от заказчика исполнения элементарных правил игры: четко определиться с "хотелками", сформулировав задачи и возможности, провести открытый конкурс с объявленной датой. Чего уж проще?

ФАС снова предупреждает…

Но, по-видимому, это в чем-то было не проще. В области снова начались "аэробаталии". Например, вокруг создания областными чиновниками СП "Иркутскаэроинвест" - совместно с частной компанией. За этой получастной структурой закрепили управленческие функции. Возмутились депутаты Законодательного собрания, которые пытались контролировать этот вопрос.

Область к этому времени уже пропустила все сроки, нарушила все договоренности. И в середине февраля 2018 года новый иркутский аэропорт… отменили: глава "Росавиации" сообщил, что деньги на его строительство пока не предусмотрены в бюджете РФ. Область ни участка под строительство не определила, ни документацию не подготовила. Воображаемый объект так и остался воображаемым.

Но тема обновления аэропорта продолжает обсуждаться. Не новый строить, так хоть старый обновить - или хотя бы поговорить об этом накануне выборов в Законодательное собрание. В мае губернатор Левченко на заседании "Клуба публичной политики" вдруг назвал корпорацию "Ростех" с ее "дочкой" "Рампорт" партнером по развитию иркутского аэропорта. Он рассказал, что речь идет о стратегическом партнерстве и "Ростех" уже выбран на это почетное место, чтобы вложиться в строительство нового терминала на старой площадке. Стоимость строительства губернатор оценил в 7 млрд рублей. Он отметил также, что в проекте примет участие компания "Новапорт".

"Ростех", впрочем, пламенную речь губернатора притушил: мол, такой возможности не исключают, но пока ни под какой конкретикой не подписывались. "Говорить о конкретных параметрах участия и деталях пока крайне преждевременно, необходимо детально изучить экономику проекта", - таков был официальный комментарий "Ростеха".

После громкого заявления Сергея Левченко в правительстве, очевидно, нашлись те, кто сообразил, чем грозят подобные выступления. Иначе как объяснить то, что в конце июня заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Ольга Золотарева, выступая на сессии Законодательного собрания, аккуратно расставила точки над "i": инвестор еще не выбран, а ООО "Рампорт Безопасность" лишь взяло в субаренду участок, выделенный под строительство терминала. "Два хозяйствующих субъекта (АО "Аэропорт Иркутск" и уже названная компания - прим. ред.) решили заключить соглашение о передаче в аренду земельного участка", -- поведала депутатам Золотарева. При этом тут же уточнила: "Правительство области при этом не присутствовало" и "никаких действий не осуществляло". Заместитель министра заявила, что не знает, "чья это компания и кто за ней стоит". Ну уж если замминистра не знает…

Но речь иркутского губернатора, которую попытались как-то сгладить его чиновники, делая удивленные глаза и пожимая плечами, была-таки услышана в главном управлении Федеральной антимонопольной службы, руководитель которой погрозил губернатору пальцем. Игорь Артемьев предупредил Сергея Левченко о том, что, образно выражаясь, наступать дважды, а то и трижды на одни грабли опрометчиво. Политика областной власти относительно выбора инвестора -- теперь для строительства нового терминала -- может привести к нарушению закона "О защите конкуренции". "ФАС России на основании статьи 257 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предостерегает от совершения планируемых действий в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению статьи 15 и/или 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", - говорится в официальном документе, опубликованном на сайте службы.

Снова просим?

По совокупности и щедрое заявление губернатора, и осторожный рассказ замминистра, который даже не в курсе, что за компания взяла в аренду участок под важнейший областной объект, сигнализируют: с таким подходом мы и новый терминал вряд ли получим. Золотарева подтвердила это опасение. Правительство области, которое прощелкало, прозаседало 20 федеральных миллиардов, сегодня снова пытается вернуться в строй - то есть встать в федеральную очередь на получение денег для строительства нового аэропорта и реконструкцию старого! Губернатор подписал гарантийное письмо, область готова софинансировать проект (из каких, скажите пожалуйста, средств?), отправили акт выбора участка.

Пойдет ли Федерация на уступки "прозаседавшимся"? В такой большой семье, как Россия, клювом лучше не щелкать, нужно пользоваться моментом. Но, похоже, момент для реконструкции иркутского авиаузла снова был упущен - как тогда, в 1982 году. Теперь поди докажи Федерации, что нам нужны два масштабных аэропорта в пятистах километрах друг от друга. В отличие от западного соседа, Республика Бурятия уже зашла в "самый смелый и амбициозный проект в российском авиатранспорте" -- именно так превозносят его эксперты. Будущий аэропорт в Улан-Удэ, первый камень которого заложили в апреле, уже называют "новыми воротами к Байкалу". И в этом проекте принял участие, например, тот же "Новапорт", который губернатор Иркутской области анонсировал как "специалиста по эксплуатации" нового терминала аэропорта иркутского. Владелец "Новапорта" Роман Троценко похвалил "отменную работу" минтранса Бурятии, который "не завалил ни одного проекта", именно деловой заинтересованностью регионального правительства объяснив "заход" инвестора в такой маленький аэропорт с пропускной способностью в 250 тысяч пассажиров в год.

Конечно, правительство РФ совсем недавно, в начале июля, выразило решимость развивать сибирские аэропорты. В том числе и аэропорт Иркутска. Но теперь, вследствие запутанной и необязательной политики иркутского губернатора, правила игры для нас могут быть совсем другими, гораздо менее выгодными как в экономическом, так и в политическом смысле. Ну как федеральный центр будет относиться к региону, губернатор которого фактически проигнорировал постановление президента, подписавшего документы на передачу аэропорта области с целью развития?

И если уж он не прореагировал на постановление президента, то станет ли реагировать на какие-то там предупреждения ФАС? Не исключено, что губернатору, который получил от ФАС уже несколько "желтых карточек", светит административное дело - даже (и особенно!) губернатору не позволено нарушать федеральное законодательство, а он, как сигнализируют "антимонопольщики", уже близок к этому. И это становится похожим на повод для получения "красной карточки", по предъявлении которой игрока удаляют с поля....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка