О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Куда пойдет профицит "вечно дефицитного" казахстанского авиакеросина после запуска НПЗ?

Завершение модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) может привести к тому, что тотальный дефицит авиакеросина и зависимость от импорта сменится тотальным профицитом

Завершение модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) может привести к тому, что тотальный дефицит авиакеросина и зависимость от импорта сменится тотальным профицитом. Это произойдет уже в следующем году, когда объем производства трех НПЗ может превысить внутренний спрос на 350 тысяч тонн и АО "НК "КазМунайГаз" придется искать покупателей авиатоплива за рубежом.

Отечественные НПЗ традиционно выпускали авиатопливо по принятым еще в СССР стандартам ТС-1 и РТ, но на мировом рынке доминирует международный стандарт Jet A1. По словам заместителя председателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти АО "НК "КазМунайГаз" (КМГ) Данияра Тиесова, в настоящее время завершается сертификация и подготовка трех казахстанских НПЗ к выпуску топлива международного стандарта.

"Весь мир летает по международным стандартам, и мы тоже хотим соответствовать им, поэтому хотим перейти на Jet A1. Объективно у нас производство авиакеросина в год уже в 2019 году может достигнуть 950 тысяч тонн. Вся суммарная потребность страны с учетом увеличения трафика, потребности аэропортов, авиакомпаний, военных не превышает 600 тысяч тонн в год", - заявил он.

Таким образом, уже в следующем году Казахстан столкнется с профицитом вечно дефицитного авиакеросина и должен заранее планировать, куда его можно продать. Поскольку исторически республика импортировала большие объемы российского авиатоплива, то теоретически экспорт будет возможен в страны Центральной Азии.

На Атырауском НПЗ запущены все новые установки, что позволит резко нарастить производство авиакеросина с менее чем 20 тыс. тонн в 2017 году до 240 тыс. тонн в 2019 году. Что касается Павлодарского нефтехимического завода, то отгрузка авиатоплива потребителям начинается с середины июля. В связи с изменением физико-химического состава нефти, которая поставлялась на ПНХЗ, в 2015 году выработка авиатоплива прекратилась. Завершение модернизации Шымкентского НПЗ намечено на сентябрь, однако КМГ планирует провести в июле испытания на установке каталитического крекинга и уже в августе полностью завершить модернизацию завода. То есть в сентябре КМГ будет готов ежемесячно покрывать внутреннюю потребность в авиатопливе.

Производство авиатоплива - достаточно прибыльный процесс, но его объемы будут зависеть от быстроты перехода к Jet A1, поскольку традиционная продукция имеет ограниченный круг потребителей. "Переход на международные стандарты - процедура достаточно длительная и связанная не только с нашими желаниями, но и с тем, чтобы нас признали и IATA, и основные производители авиатехники, двигателей", - считает зампред КМГ.

Представитель IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане Джордан Карамалаков считает более важным вопрос готовности казахстанских аэропортов к работе с новым видом топлива.

"После сертификации топлива оно может быть использовано, но дело в том, что его негде хранить. Вот это и проблема. Нужны по новому стандарту емкости, перекачивающие насосы, трубопроводы, лаборатории, в которых будет оборудование для проверки на соответствие стандартам. Это новая аппаратура и новые лаборатории", - сказал он "Къ".

По его словам, ТС-1 или РТ нельзя смешивать с Jet А1 ни в местах хранения, ни в системах закачки, поэтому они должны быть отдельными для одного и другого вида топлива. "Это очень сложный проект - многомиллионные инвестиции должны быть", - полагает он.

Пока в казахстанских аэропортах используется керосин ТС-1 и РТ, поэтому, если условия для приема и перевалки Jet A1 в аэропортах не будут созданы, то произведенный в Казахстане авиакеросин можно будет поставлять только на экспорт.

Еще одним важным аспектом экспортного потенциала отечественного авиакеросина является его стоимость. В случае более высокой стоимости по сравнению с российским керосином Джордан Карамалаков полагает, что Казахстан может пойти на ограничительные меры в отношении продукции из РФ, чтобы обеспечить продажи отечественной продукции даже на собственном рынке.

"Тогда казахстанские потребители опять будут оплачивать самые высокие тарифы на авиаперевозки", - говорит эксперт.

При этом он отмечает, что в настоящее время иностранные авиакомпании заправляются керосином по цене выше на 20-30%, чем казахстанские, в то время как в РФ и Европе все авиакомпании, независимо от юрисдикции, покупают топливо по рыночной цене.

Джордан Карамалаков привел в пример одну неназванную им иностранную авиакомпанию, которой пришлось заправлять свои самолеты топливом под завязку, чтобы долететь до Астаны и отправиться дальше без дозаправки дорогим столичным керосином. По его данным, тонна авиакеросина обходится иностранным авиакомпаниям в столичном аэропорту в $900 по сравнению с порядка $700 в Европе или 45-46 тыс. рублей в московских аэропортах (около $725), а местным авиакомпаниям - в 305 тыс. тенге.

В АО "Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев" "Къ" сообщили, что пока не проводили расчетов по возможной стоимости необходимых изменений в инфраструктуре и технике в связи с переходом на новый стандарт авиатоплива, ожидая соответствующих решений со стороны министерства энергетики и министерства по инвестициям и развитию РК.

В АО "Air Astana" отметили, что по причине высокой стоимости авиатоплива в аэропортах Казахстана национальный перевозчик самостоятельно обеспечивает воздушные суда авиатопливом и выразили готовность к переходу на Jet A1.

"Воздушные суда авиакомпании сертифицированы для использования авиатоплива марки Jet A-1 и производят заправку на международных станциях. Тем самым, переход на использование Jet A-1 в аэропортах Казахстана зависит от готовности инфраструктуры топливозаправочных комплексов аэропортов и приведения действующих нормативных документов в соответствие требованиям международных стандартов", - сообщили "Къ".

В авиакомпании также выразили мнение, что в условиях свободного рыночного ценообразования на топливном рынке переход на новый вид авиатоплива марки Jet A1 будет зависеть от конкурентоспособности предложения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Kursiv.kz». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка