О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Уход "СарАвиа" и новый южный перевозчик. Интервью с Юрием Осколковым

Сколько денег "Саратовские авиалинии" задолжали жителям региона и как обстоит дело с проектом строительства нового аэровокзала? На эти и другие вопросы ответил директор аэропорта Юрий Осколков

Как Пензенская область встречала иностранных болельщиков ЧМ по футболу, почему в пензенском аэропорту так и не появилось долгожданное новшество - модуль для выдачи багажа, сколько денег "Саратовские авиалинии" задолжали жителям региона и кто заменит их на южных направлениях в следующем году? Как обстоит дело с проектом строительства нового аэровокзала? На эти и другие вопросы, волнующие пассажиров, корреспонденту ИА "Пенза-Пресс" Анне Балашовой ответил директор аэропорта Юрий Осколков.

Что с проектом здания нового аэровокзала?

- Юрий Иванович, в начале года мы касались темы, связанной со строительством нового аэровокзала. Вы сказали о том, что пройти экспертизу в 2017-м не удалось в связи с отсутствием заключения Роспотребнадзора по санитарно-защитным зонам. На каком этапе сейчас находится работа, есть ли подвижки?

- Действительно, в конце прошлого года по санитарно-защитной зоне у нас не взяли в экспертизу документы, проектом занимался Санкт-Петербург. Мы думали, что та санитарно-защитная зона, которая была разработана в 2011 году, пройдет, но в связи с выходом федерального закона, который вступил в силу с 1 июля 2017 года, появились новые критерии и требования. Роспотребнадзор не выдал нам документ о наличии санитарно-защитной зоны и соответствии нормам для проектирования этого аэровокзала в установленном месте. В связи с этим мы вынуждены были разрабатывать новую зону.

К этой работе приступили, и есть наше желание все сделать быстрее. Мы уже получили положительное заключение о предельно допустимых выбросах - есть очень много факторов, которые влияют на окружающую среду, это и шумы, и загрязнения воздуха. Работы сделали с опережением, спасибо тому же Роспотребнадзору, который оперативно рассмотрел представленные документы. Сейчас они утверждены, и у нас по-новому разрабатывается проект.

К сожалению, в первое полугодие мы не уложились. Нужно понимать, что это зависит не только от нас, но и от Центра гигиены, Роспотребнадзора, работников организаций, которых мы наняли по предельно допустимым выбросам. Это огромная работа, но мы движемся с опережением и считаем, что в ближайшее время проект будет утвержден. Тогда мы будем заходить с ним на экспертизу.

- Исходя из сегодняшнего положения дел, на какие сроки можно рассчитывать?

- Мы ориентируемся, что в сентябре получим заключение от Росавиации и пройдем экспертизу. Она продлится два, максимум, три месяца, то есть до конца года точно завершится. Дальше все будет зависеть от финансирования: если мы в четвертом квартале получим положительное заключение и будет решен вопрос о включении в план регионального бюджета, то можно будет начать строительство в начале 2019 года.

Будет ли отдельный модуль для выдачи багажа?

- Когда мы встречались на брифинге, нам поступал вопрос от читателя, который выражал недовольство тем, что прибывающим пассажирам для получения багажа необходимо обходить здание пензенского аэропорта и заходить с главного входа. Вы говорили о том, что эта проблема решится в ближайшее время - что уже готово техническое задание на возведение временного модуля, который планируется запустить в мае. Однако уже июль, а людям по-прежнему приходится мириться с неудобством. С чем это связано?

- Как вы знаете, мы - бюджетное учреждение. В апреле мы пошли с техзаданием на комиссию по госзакупкам, начали обсуждать его, и к нам возник ряд вопросов. Мы хотели поставить модуль как временное сооружение с облегченной конструкцией. Но комиссия усомнилась, что он подпадает под данную статью, и нас отправили на экспертизу за заключением о правильности нашего подхода. Экспертиза, оценив назначение модуля, сказала, что сооружение должно быть капитальным, так как там будет присутствовать большое количество людей. Мы же предполагали, что это будет облегченная конструкция, без фундамента. Но оказалось, что это невозможно. Мы хотели вообще обойтись без разработки проекта - просто поставить модуль и багажную карусель. А нам сказали: разрабатывайте проект, предполагающий строительство фундамента. Это совсем другие деньги, сумма выросла в разы, а такие средства на этот год мы не закладывали. Только разработка проекта стоит порядка полумиллиона, площадь сооружения - около 300 кв. метров. Представьте, какие это деньги.

- Реально ли решить проблему если не в этом году, то хотя бы в следующем?

- Мы не скидываем ее со счетов, так как видим, что пассажиру тяжело два раза проходить проверку и получать багаж. Тяжело и нашим работникам - тем же грузчикам, которые таскают багаж от интроскопа к ленте, от ленты - к интроскопу. При наличии багажного отделения эти вопросы и у пассажиров, и у наших сотрудников были бы сняты. Мы будем выходить из положения, думать в дальнейшем, как это все сделать. Вариант, по большому счету, один - разрабатывать проект по капитальному строительству. Но перед нами встает другой вопрос: насколько целесообразна эта недешевая капитальная постройка, если мы будем возводить новый аэровокзал? Если бы это был временный модуль, то впоследствии мы предполагали переоборудовать его в гараж для спецтехники, а что делать с капитальным строением?

Что с "СарАвиа"?

- Одно из самых громких и печальных событий за последние месяцы для пензенских, и не только, авиапассажиров - закрытие "Саратовских авиалиний". В результате многие из тех, кто приобрел билеты у этого перевозчика на южные направления, остались без денег и без отпуска. Есть ли точные данные по тому, сколько людей пострадало в ситуации с "СарАвиа"? Как регион справился с отменой целого ряда рейсов по южным направлениям?

- Ситуация очень плачевная и, я бы сказал, нечестная по отношению к пассажирам со стороны авиакомпании. Я уже рассказывал вам о том, что всех людей, в том числе и меня, заверяли, что все будет нормально, и что даже при худшем варианте, если Росавиация не выдаст им разрешение, предоставят замену от другой авиакомпании.

Но, к сожалению, те объемы, которые Саратов заявлял с февраля, когда начинал продажу билетов на летнее расписание по южным направлениям, не были переданы никакой другой авиакомпании. Никто не согласился бесплатно перевозить пассажиров, и это проблема не только Пензенской области, но и других регионов. Вы знаете, что в сам Саратов сейчас зашел "Аэрофлот" и местные жители недовольны стоимостью билетов - был значительный скачок. В других регионах - такая же ситуация, как в Пензе: никакая другая авиакомпания не зашла с целью вывоза "проблемных" пассажиров "Саратовских авиалиний".

У нас "ИжАвиа" сейчас выполняет рейсы на Симферополь и Сочи, воздушные суда загружены на 100%. А те люди, которые не имели возможность купить у них билет, отправляются трансфером через Москву. Это и неудобно, и дороже получается.

Люди часто обращаются и ко мне, и в кассы, где покупали билеты, с вопросами о том, как им быть дальше. Мы с директором Пензенского агентства воздушных сообщений Анатолием Петровичем Кашкиным договорились, что он сделает обращение в Транспортную клиринговую палату (ТКП). Почему именно туда - сейчас объясню.

Любая касса, которая продает билеты, имеет договор с ТКП. Эта организация дает разрешение на продажу билетов. Саратов имел договор с ТКП - то есть, продавая билеты, полученные деньги передавали туда. А ТКП, аккумулируя деньги, расплачивалась с авиакомпанией, оставляя себе определенный процент.

Видя проблему в том, что "СарАвиа" не возвращают деньги, Анатолий Петрович Кашкин написал письмо туда с просьбой ускорить их предоставление для того, чтобы расплатиться с людьми, сдавшими билеты. Ответ на обращение дал старший вице-президент, операционный директор ТКП: "Не возвращенных авиабилетов по представленным заявкам агентства осталось в количестве 749 штук на сумму 4 647 413 рублей".

Теперь эти деньги вернуть, скорее всего, можно будет только через суд, потому что ТКП перечислила средства в авиакомпанию, а там их использовали по своему усмотрению. Ряд обязательств они выполнили - от нас 21 и 28 мая выполняли рейсы, но на этом все.

Дальше что мы видим: Саратов деньги получил и израсходовал, а теперь ТКП должна отдать их назад. Откуда она их возьмет? Ведь их не снять с других авиакомпаний.

Что касается перспективы "Саратовских авиалиний"… Можно сказать, что ее нет. Компаний под другим названием там не будет. На этот год все уже расписано, и никто не встал на эти линии даже с учетом продажи своих билетов. Уже ничего нельзя сделать, ведь в связи с Чемпионатом мира все авиакомпании были загружены, и не нашлось свободных самолетов для перевозки.

- А на следующий год найден авиаперевозчик, который сможет заменить "СарАвиа" на южных направлениях?

- Мы дали предложения другим авиакомпаниям, уже получили согласие на выполнение рейсов на Юг, кроме "ИжАвиа", еще одной компании - "ЮВТ-Аэро (Юго-Восток Татарстана)". Если покопаться в истории, то мы увидим, что они уже у нас работали под названием "Бугульминские авиалинии". Они объединились с "Татарстаном", поменяли тип воздушных судов - CRJ.

- "ЮВТ-Аэро" сможет перевезти весь объем пассажиров, на который раньше заявлялись "СарАвиа"?

- Мы дали им предполагаемые объемы, они согласны. Вместимость воздушного судна - 50 мест, поэтому мы договорились, что будем брать частотой. Условно, каждый день летать в Симферополь и Сочи.

- Отразился ли уход "Саратовских авиалиний" на цене билетов?

- По южным направлениям в целом цены не изменились, проблемой ухода "СарАвиа" никто не воспользовался, в данном случае - Ижевск. Стоимость билетов сохранилась на уровне марта-апреля.

А вот увеличение цены билета на Москву было. Но я считаю, что это было связано не с "СарАвиа", а Чемпионатом мира. Общий скачок был, но после закрытия цены нормализовались. Было самому неудобно наблюдать за тем, как стоимость выросла в разы. Цена вопроса доходила до 25−37 тысяч рублей в отдельные дни, в то время как обычно билеты стоят около пяти тысяч. Думаю, это останется на совести авиакомпаний. Сейчас, конечно, уже вернулись привычные цены.

Новшества пензенского аэропорта

- Давайте поговорим о текущем содержании аэропорта. Тот факт, что согласование проекта нового аэровокзала выходит на заключительную стадию, как вы сами ранее подчеркнули, вовсе не означает, что существующее здание не будет обновляться и становиться комфортнее. Что в этом направлении сделано за последние полгода?

- Мы установили в "чистой зоне" два кондиционера, почти в два раза увеличили число посадочных мест - на 75, поставили две стойки регистрации.

Кроме того, мы продолжаем благоустраивать внешнюю территорию аэропорта, буквально на днях завершили работы по второй части пешеходной зоны. Дальше планируем заняться ремонтом внутренних помещений.

Наша особая гордость - новый трап для доставки пассажиров на воздушное судно, он более современный. Подходит под все типы самолетов, комфортен для подъема и спуска, дает высоту до пяти метров. При подаче воздушного судна к двери площадка - более широкая, более удобная. Сейчас в нашем распоряжении - три трапа. Иногда приходится задействовать сразу два - например, когда А-319 прилетают. Тогда новый трап мы подаем к передней двери, и еще один - к задней.

Не хотелось бы, чтобы эти обновления как-то связывали с проведением Чемпионата мира: я всегда говорил и буду говорить, что наша главная задача - всегда делать все для наших пассажиров и их комфорта, вне зависимости от внешних факторов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Пенза-пресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка