Опубликовано: 30.07.2018, 14:00
 

Томские ученые вновь провели эксперименты на площадке аэропорта Толмачево


[image]

Аэропорт Толмачево во второй раз выступил площадкой для проведения уникального исследования Института оптики атмосферы им. В. Е. Зуева СО РАН (ИОА СО РАН).

Такого рода эксперимент проходит в России впервые, его основная цель - исследования вихревых следов самолетов при различных атмосферных условиях. Работа выполняется в рамках проекта Российского научного фонда.

Теоретические и экспериментальные исследования вихревых следов воздушных судов необходимы для разработки систем обеспечения вихревой безопасности полетов. Образование аэродинамической подъемной силы при движении самолета в воздухе сопровождается возникновением пары вихрей. Для безопасной аэронавигации необходимо знать минимальное допустимое расстояние между следующими друг за другом самолетами. Это расстояние зависит от типа воздушного судна, его массы и размаха крыла, высоты и скорости полета, состояния атмосферы и т. д.

Впервые замеры на территории аэропорта Толмачево проводились в мае 2016 года. Большой массив экспериментальных данных, в том числе о турбулентности и волновых процессах в атмосфере, полученных в результате предыдущих измерений, использован учеными в работе по проекту. Результаты прошлого лидарного эксперимента представлены в виде доклада на 18-й конференции по когерентным лазерным радарам в городе Боулдер (США) в 2016 году и опубликованы в статье в научно-теоретическом журнале Российской академии наук "Оптика атмосферы и океана" в 2017-м.

Во время повторных исследований на территории аэропорта с 13 по 15 июля 2018 года шесть научных сотрудников института проводили замеры вихревых следов от заходящих на посадку самолетов.

В отличие от эксперимента в Толмачево в 2016 году, в котором был задействован только когерентный доплеровский лидар Stream Line, являющийся эффективным техническим средством визуализации и исследования эволюции самолетных вихрей, в этом году использованы и другие приборы.

Для того, чтобы получить максимально точные результаты, ученые приняли во внимание такие условия внешней среды как температура воздуха, скорость и направление ветра, измерить которые помогли автономные метеорологические станции АМК-03, установленные на разной высоте.

С помощью профилометра МПТ-5, который предназначен для получения информации о температуре воздуха в пограничном слое атмосферы (до 1 км), исследователи определили температурную стратификацию, влияющую на пространственную динамику и затухание самолетных вихрей.

В рамках исследования использовались и собственные уникальные разработки томских ученых. Например, с помощью пассивного оптического измерителя (ПОИ) - новой разработки ИОА СО РАН, ученые определили поперечную скорость ветра. Для вычисления турбулентных возмущений атмосферы, связанных с генерируемыеми воздушными судами вихрями, использовался УОР-лидар. Прибор работает в невидимом человеческим глазом УФ-диапазоне и при этом абсолютно безопасен для глаз.

Важность лидарных экспериментов заключается в уникальности информации, впервые полученной с помощью новых приборов, а также в их первом практическом применении. Стоит отметить, что исследования на аэродроме Толмачево проводились с соблюдением всех норм и требований безопасности полетов и авиационной безопасности.

"Аэропорт Толмачево выбран в качестве экспериментальной площадки во второй раз для продолжения исследования, начатого 2 года назад. Нами получен большой массив дополнительной информации, который поможет детально исследовать вихревые следы самолетов при различных атмосферных условиях. Хотел бы от имени всех сотрудников института, принимавших участие в исследовании, поблагодарить аэропорт за оказанное содействие", - сказал известный в научном мире специалист по лидарному зондированию вихревых следов самолетов, ведущий научный сотрудник ИОА, д.ф.-м.н. Игорь Смалихо.

"Важность исследований Института оптики атмосферы очевидна, поэтому мы со своей стороны поддержали продолжение исследований, результаты которых, безусловно, необходимы с точки зрения повышения уровня безопасности воздушного транспорта", - отметил генеральный директор АО "Аэропорт Толмачево" Евгений Янкилевич.

Международный аэропорт Новосибирск (Толмачево) - крупнейший за Уралом транзитный авиаузел на важнейших направлениях между Европой и Азией. Пропускная способность на внутренних авиалиниях составляет 1800 пассажиров в час, на международных - 1300 пассажиров. Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы I и II категории ICAO.

Институт оптики атмосферы им. В. Е. Зуева СО РАН расположен на территории Томского научного центра Сибирского отделения РАН. В Институте сформирована крупная научная школа по атмосферной оптикe, получившая признание в России и за рубежом. Основное направление деятельности Института - проведение научных исследований в области атмосферной оптики, а также разработка новых приборов, программного и информационного обеспечения для этих исследований. Институт располагает уникальной базой, на которой в течение многих лет проводится систематический мониторинг параметров атмосферы.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ОАО "Аэропорт Толмачево"» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 30 июля 2018 года | Дайджест публикаций за 30 июля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ОАО "Аэропорт Толмачево"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт Толмачево, "Авиаавтоматика" имени В.В. Тарасова (в процессе тестирования)