Автор: Елизавета Кузнецова
Опубликовано: 02.08.2018, 09:26
 

"Ростех" сел за штурвал скорой помощи

Единым оператором санавиации стала НССА


[image]

Правительство утвердило АО "Национальная служба санитарной авиации" (НССА), подконтрольное "Ростеху" и ФРСА, как единственного исполнителя медицинских авиаработ для госнужд. В конце 2017 года эту идею поддержал президент, но она вызвала недовольство участников рынка. Пока в отрасли не понимают, как будет организована работа нового оператора, и авиакомпании рассчитывают на роль субподрядчиков.

Премьер Дмитрий Медведев на днях подписал распоряжение о назначении НССА единым оператором авиационных работ, оказывающим услуги скорой медицинской помощи для госнужд в 2018-2019 годах. Регионы получат право заключать контракты с НССА "как с единым исполнителем", их стоимость рассчитает заказчик на основании "общедоступной ценовой информации" - средневзвешенной цены летного часа. Типовой контракт должны разработать Минтранс и Минздрав, согласовать - ФАС и Минфин.

В Минфине запрос "Ъ" перенаправили в Минтранс (там не ответили) и в Минздрав. В Минздраве приоритетом в развитии санитарной авиации назвали своевременное и качественное оказание скорой медпомощи с использованием воздушных судов. Организация полетов, подчеркнули там, задача авиакомпаний. В "Ростехе" говорят, что учредили НССА в рамках поручения президента создать в регионах систему санитарно-авиационной эвакуации по единому стандарту в формате "24/7".

Госкорпорация выпускает воздушные суда и медицинское оборудование, создает инфраструктуру, включая сервисные базы и программные продукты для санитарной авиации. Итоговые параметры проекта станут понятны после обсуждений с ведомствами. В 2017-2018 годах "Вертолеты России" (входят в "Ростех") выпустили 46 вертолетов в медицинской комплектации, до конца года передадут еще 14, и развитие НССА, рассчитывают в госкорпорации, значительно увеличит загрузку компании.

Владимир Путин поручил правительству заняться санитарной авиацией еще в 2013 году. В конце 2016 года был утвержден паспорт приоритетного проекта для труднодоступных районов (34 субъекта РФ). По данным "Ъ", потребность в авиации от всего объема экстренной медпомощи определена в 30% в европейской части страны и в 50-80% - в Сибири и на Дальнем Востоке. Потенциально такие услуги могут предоставляться на 85% территории РФ, на дежурстве около 200 вертолетов (модификации Ми-8, "Ансат", Bell и Eurocopter). По данным Минздрава, в 2017 году было более 24 тыс. санитарных вылетов. Санавиация финансируется в рамках приоритетного проекта и регионами, но не входит в состав базового ОМС.

Заказчиком проекта выступает Минздрав, до 2020 года на него выделяется 10,2 млрд руб. (3,3 млрд руб. в год). Цель - увеличить доли госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток в 2017 году до 71%, в 2018 году - 83,5%, в 2019-м - 90%. В рамках государственно-частного партнерства предполагалось строить 34 вертолетные площадки и заключить с регионами соглашения о закупке 8,5 тыс. вылетов. В конце 2017 года "Ростех" заявил о готовности создать единого оператора экстренной медпомощи.

НССА на 25% принадлежит АО "Рычаг" (49,8% у "Вертолетов России"), 75% - у Фонда развития санитарной авиации (ФРСА), президент которого Иван Яценко - основной бенефициар вертолетного оператора "Хели-драйв Северо-Запад". Головная компания "Хели-драйв" принадлежит Ольге Ткаченко, совладелице ООО "Проектпроторг". ФРСА ранее принадлежал Сергею Кастюку - экс-совладельцу "Проектпроторга".

Сейчас, по данным портала госзакупок, услуги санавиации в РФ предоставляет около 20 операторов, в 2016-2017 годах основные контракты получали вертолетная компания "Ямал", "ЮТэйр - Вертолетные услуги", "Аэрогео", "Скол", "Полярные авиалинии", ПАНХ, "Русские вертолетные системы". Сами операторы ситуацию не комментируют. По словам источников "Ъ", пока неясно, как будут организованы авиаработы на базе НССА: будет ли АО закупать вертолеты и создавать отдельного эксплуатанта или использовать мощности "Хели-драйв" или другой компании. Многие авиаторы уже купили вертолеты под федеральную программу, и собеседник "Ъ" не исключил, что НССА проведет тендеры среди участников рынка. Глава Infomost Борис Рыбак говорит, что для нужд страны необходим очень крупный оператор с парком свыше 200 вертолетов, иначе на рынке просто появится организация по перераспределению заказов.

Но и тут могут возникнуть конфликты: методика определения стоимости услуг вызывает вопросы у участников рынка: в ней описывается расчет стоимости летного часа, но не упоминается стоимость дежурства вертолета и персонала, хотя это самая дорогая составляющая. Лишь немногие регионы (Москва, ЯНАО, Краснодарский край, Якутия) располагают средствами на финансирование санавиации, отмечает один из источников "Ъ". Он уточняет, что сейчас услуги санавиации организованы в разных форматах: оплата летных часов по разовым заявкам, покупка вертолетов за счет регионов с передачей операторам, иногда гарантии при лизинге техники. До создания НССА ключевым требованием Минздрава оставалось соблюдение сроков вылета, говорит собеседник "Ъ", теперь основной упор будет сделан на стандартизации регламентов взаимодействия в регионах.

 

Дайджест прессы за 2 августа 2018 года | Дайджест публикаций за 2 августа 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости