О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Смотрели как на инопланетянина": девушка-авиатехник - о том, как чинит самолеты вместе с мужчинами

Елена родилась в городе, где нет аэропорта, и ради работы переехала в Екатеринбург

Елена родилась в городе, где нет аэропорта, и ради работы переехала в Екатеринбург
Возле огромного самолета кружит невысокая хрупкая девушка Лена. Увидев нас, она смущается, кроме нее в ангаре девушек нет - только авиатехники-мужчины. У Лены тоненький и мягкий голос, и она то и дело поглядывает в маленькое зеркальце, которое достает из кармана рабочего комбинезона.

- Это самый часто задаваемый вопрос: почему я работаю на мужской работе, - с очевидного вопроса "Почему вы выбрали такую профессию?" начался наш разговор с авиатехником Еленой Ирбаевой из "Уральских авиалиний". Работа у нее действительно нелегкая - она занимается техническим обслуживанием самолетов и работает среди мужчин и огромных авиалайнеров.

Видно, что управляться с самолетом ей комфортнее и легче, чем отвечать на наши вопросы и позировать фотографу. Когда Лена решила связать свою жизнь с самолетами, она даже ни разу не летала и жила в городе, где нет аэропорта - в Троицке. В детстве она мечтала стать журналистом, даже писала статьи в местную газету, но после школы все-таки поступила в авиационно-технический колледж.
- На журналиста не пошла, потому что были только платные места - родители бы не потянули мое обучение. У меня папа токарем работал, а мама на заводе занималась чертежами, сейчас они оба на пенсии. Еще была мысль стать переводчиком с немецкого языка, - рассказала Елена. - Я занималась курсами программирования еще в школе и сначала подала документы на программиста, а потом передумала и пошла на другую специальность - техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов. 

С кафедры программирования меня не хотели отпускать и уговаривали остаться - баллы были высокие. Специальность авиатехника показалась мне чем-то новым и интересным, очень было любопытно освоить неизвестное направление. Еще у меня знакомые там уже учились, рассказывали свои впечатления позитивные от этой профессии. Учиться было сложно, но и интересно.
Лена никогда не мечтала стать стюардессой, как многие девушки, а вот посмотреть, как устроен настоящий Airbus, всегда хотелось.

В обязанности авиатехника входит осмотр самолета и устранение неполадок. Лена - авиатехник по электро- и радиосистемам, то есть отвечает за авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета. Кроме нее есть еще авиатехники, которые специализируются по летательному аппарату и двигателям, и граундхендлеры (это специалисты по наземному обслуживанию), они занимаются установкой колодок, заправкой топлива и водой, обслуживанием туалетов - с этого когда-то начинала и Елена.

- После учебы я поняла, что хочу работать не с бумагами, а с техникой. Пока я училась, то готовила родителей, что уеду в другой город, потому что у нас нет аэропорта. Для многих самолеты - это романтика, для меня, конечно, тоже, но мне была интересна техническая сторона. От нас многое зависит - вся навигация, электроника, электросистемы, освещение.

После Троицка Лена уехала в Псковскую область - там работала и с самолетами, и в группе расшифровки полетной информации. Затем увидела, что есть вакансия в Екатеринбурге, - и уже 6 лет работает авиатехником в "Уральских авиалиниях". Из Екатеринбурга Лена и полетела первый раз на самолете - в Москву. Там, в Московском государственном техническом университете гражданской авиации девушка учится на заочном отделении и хочет стать инженером.

- Сложно было доказать мужчинам, что ты будешь работать наравне с ними?

- Представляете, мужчины работали десятилетиями только в мужском коллективе. Когда пришла, то старалась не выпячиваться. Поначалу смотрели на меня как на инопланетянина, а потом приняли, но не сразу. Сейчас я влилась в коллектив - коллеги у меня хорошие. Я и не спорю, что в этом деле мужчины больше знают и больше могут. Они мне помогают - лучше что-то переспросить, чем что-то сделать не так, и все друг у друга что-то спрашивают, в этом нет ничего зазорного. Когда нужно поднять что-то тяжелое, то тоже меня выручают.

Сначала Лена обходит и осматривает самолет, затем проверяет индикаторы на мониторе. Если какие-то недочеты нашли летчики, то они записывают эту информацию в бортовой журнал и передают авиатехникам. При нас Лена меняет блок радиовысотомера. В кабине пилота делаем проверку работоспособности системы - он позволяет узнать высоту, на какой летит самолет. О том, что с ним есть какие-то неполадки, авиатехникам как раз сообщил летчик. Чтобы дотянуться до блока, Лена подкатывает к самолету стремянку (аккуратно, чтобы его не задеть) и залезает наверх.

- Сколько времени уходит на устранение неполадок?

- Смотря что нужно делать. Это элементарная задача. Если лампочка сгорела - то минут 10, хотя тоже смотря какая, бывает и по часу меняем. Бывают серьезные неисправности - в проводах, или блок неисправный поменять.

- Ты разбираешься в проводах и во всем, что связано с электросистемами, сложно было это все запомнить?

- Пришлось изучить много схем. Терминологию изучаешь по мере работы - мы читаем всю документацию, а она полностью на техническом английском. Поначалу выписывала для себя новые слова, когда такие встречались, сейчас уже все запомнила.

- А часто вообще люди расспрашивают тебя о твоей профессии?

- Друзья уже привыкли, а когда только знакомишься с новыми людьми, спрашивают про мою работу, а я им в ответ говорю, что работаю авиатехником - люди, конечно, очень удивляются.

- Тебе самой не страшно летать?

- А чего бояться? Нет, летать не боюсь. Некоторые пассажиры боятся, когда гидросистема включается, слышны такие звуки, как будто что-то пилят. А мы знаем, что это гидросистема, и нечего бояться.

- Как ты реагируешь, когда происходят авиакатастрофы в России или в другой стране? Стараешься не читать таких новостей или наоборот?

- Когда происходят авиакатастрофа где бы то ни было, то мы это все изучаем в обязательном порядке. Потому что любая авиакатастрофа для нас - это предостережение, на что важно обратить внимание, хотя мы и так всегда во внимании и большой концентрации. Но это все надо изучать.

- Чем ты занимаешься в свободное от работы время? 

- В свободное время люблю почитать книжки, играю на гитаре. В студенческие времена я играла в группе, писала тексты и музыку. Еще люблю готовить.

- Лена, мне кажется, что ты очень мягкий человек для такой работы...

- Когда как. Когда нужно принимать решения, я другая. Мне часто говорят, что я упрямая и упорная. Знаете, поначалу мне много кто говорил: иди работай с бумагами, иди в стюардессы, чего ты здесь сидишь. И тогда эти качества пригодились....
Авторские права на данный материал принадлежат «E1ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка