Автор: Михаил Туаев
Опубликовано: 16.08.2018, 09:20
 

Ворота в небо


[image]

Ежегодно в третье воскресенье августа в России отмечается День Воздушного флота. В преддверии этого праздника мы побывали в аэропорту "Норильск", где познакомились с работой пилотов и наземных служб, а также поинтересовались состоянием взлетно-посадочной полосы, реконструкция которой близится к завершению.

"От" и "до"

В отличие от материка в Норильске практически не найдется человека, который бы не пользовался воздушным авиасообщением. Тот факт, что в наш город можно попасть только лишь самолетом, ну за исключением короткой речной навигации, уже говорит о значимости этого объекта для нашей территории. Норильский аэропорт ежегодно перевозит порядка 500 тысяч пассажиров (до двух тысяч пассажиров ежедневно в сезон летних отпусков) и более 11,5 тысячи тонн грузов - в общей сложности это более 3600 воздушных судов в год. Если брать в расчет всю цепочку работы воздушной гавани, то на обслуживании одного самолета задействованы более 50 человек наземного персонала. Всего же в аэропорту работают более 800 специалистов 24 различных служб.

В июне 2016 года в рамках соглашения между Росавиацией и компанией "Норникель" началась большая реконструкция взлетно-посадочной полосы - предыдущий масштабный ремонт ВПП проводился более 30 лет назад. Из федерального бюджета было выделено почти 8 млрд рублей в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы РФ", еще более 3 млрд рублей поступило от "Норникеля", которому принадлежит комплекс зданий и сооружений аэропорта. ВПП, по понятным причинам, было решено реконструировать поэтапно. Последний, третий, этап реконструкции завершится уже в сентябре этого года. На сегодняшний день в аэропорту закончены все бетонные работы, проводится прокладка коммуникаций, монтаж светосигнального и аэронавигационного оборудования. Эксплуатируемая длина взлетки составит 2821 метр, ширина - 45 метров, что позволит принимать воздушные суда различных типов, среди которых все модификации Boeing 737, Boeing 757, Airbus A320, Ил-76.

Напомним, что аэропорт "Норильск" был введен в строй в 1965 году. До этого аэродром находился на месте Надеждинского металлургического завода.

Улетная работа

Пилот авиакомпании Nord Star с 40-летним стажем Андрей Суфудэ к своим 57 годам налетал уже более 20 тысяч часов. Сегодня он выполняет рейс № 106 по маршруту Норильск - Москва на Boeing 737. К визитам журналистов в кабину пилотов командир судна не привык. Тем не менее он с удовольствием знакомит нас с работой вверенного ему самолета и рассказывает о том, как попал в авиацию.

- Можно сказать, что моя карьера пилота началась еще в детстве, - улыбается Андрей Михайлович. - Я родился в небольшом авиагородке - мои родители работали в аэропорту. Именно поэтому уже с ранних лет я прекрасно знал, чему хочу посвятить свою жизнь. В итоге я поступил в Бугурусланское летное училище, которое окончил в 1978 году. Освоил достаточно много типов воздушных судов - от Ан-2 до Ил-76. Из 115 моих однокурсников сейчас продолжают летать не больше десяти человек: кого-то здоровье подвело, у кого-то просто карьера не сложилась. К счастью, я по-прежнему занимаюсь любимым делом.

На вопрос о любимых направлениях полетов командир признается, что таковых у него нет. По его словам, для пилота главное - взлет и посадка. - Что может быть более завораживающим, чем сажать самолет, когда он как по маслу мягко и аккуратно катится по полосе, а в это время пассажиры в знак признательности хлопают в ладоши. В эти минуты испытываешь душевное удовлетворение и чувство выполненного долга, - признается пилот.

Что касается обновленной полосы норильского аэропорта, собеседник уверен: теперь ему и его коллегам будет намного проще работать. Дело в том, что Норильск всегда считался особенным направлением. Из-за погодных условий наш аэропорт имел ряд ограничений: то ветер, то туман, то дождь... Работа осложнялась еще и тем, что ВПП была в неудовлетворительном состоянии.

- Здесь постоянные и резкие изменения погоды. К примеру, можно выйти на полосу при видимости 6 километров, а взлетать уже по минимуму - 400 метров. Если даже в Игарке с погодой все хорошо, то в Норильске обязательно что-то происходит, - поясняет Андрей Михайлович. - Ну, а что касается новой ВПП, то она просто изумительная, на уровне международных стандартов. Спасибо строителям, которые постарались на славу и не только облегчили нам работу, но и сделали взлет и посадку более безопасными и комфортными для пассажиров. А после того как на ней установят все техническое обеспечение, мы сможем летать и в туман, и в любую другую непогоду, чего в Норильске раньше никогда не было. К слову, не так уж много аэропортов допущено до второй категории, когда для выполнения посадки достаточно 30 метров вертикальной видимости и 350 метров - горизонтальной. Здесь такая возможность совсем скоро появится, и пассажиры по достоинству оценят все преимущества обновленной полосы.

В заключение нашей беседы Андрей Суфудэ отметил, что сегодня пилоты все чаще доверяют автоматике. Если раньше к автопилоту старались прибегать как можно реже, то современное оборудование, а также меры безопасности, вводимые в авиации, диктуют новые условия для полетов. И как бы экипажу не хотелось лишний раз порулить, безопасность - превыше всего.

Наземный контроль

Начальник службы спецавтотранспорта и аэродромной механизации Андрей Колесниченко знакомит нас с дорожной техникой, которая состоит на балансе аэропорта. Парк спецтехники делится на две категории: первая предназначена для поддержания взлетно-посадочной полосы в рабочем состоянии, вторая - для обслуживания воздушных судов.

- У нас имеется 110 единиц различной техники. Поскольку вся она импортного производства, серьезных проблем с ней не возникает. Тем не менее за состоянием машин следят две бригады по обслуживанию. Ждем новые снегоуборочные машины, - рассказывает Андрей Колесниченко. - Поскольку аэропорт является режимным предприятием, у нас существуют границы, которые необходимо контролировать и охранять. Для этого в службе авиационной безопасности имеется своя специализированная техника, в том числе внедорожник "Трэкол", снегоходы и квадроциклы, которые также нужно поддерживать в рабочем состоянии.

Познакомились мы и с начальником комплексной службы производственно-диспетчерской службы Ольгой Байкаловой. Ее работа не менее ответственная - она отвечает за координацию действий наземных служб, будь то высадка и посадка пассажиров, выгрузка багажа, заправка воздушного судна и так далее. По словам Ольги, залогом успеха в ее работе является стрессоустойчивость.

- Мне было семь или восемь лет, когда я поняла, кем хочу стать. К счастью, моя мечта сбылась, - рассказывает Ольга Байкалова, а уже через секунду принимает сообщение от борта № 287:

- Норильск, это 287-й.

- 287-й, добрый день.

- День добрый. 287-й. Прибываем - 10 минут. На борту пассажиры, багаж. Грузов, почты - нет. Есть маломобильный пассажир, требуется транспортировка. После посадки - заправка... Экипаж - "два-один". Командир Прохоров...

Ольга Байкалова признается, что для нее это по-прежнему романтика, и добавляет:

- Когда делаешь свое дело, то получаешь большую радость. А в профессии я уже 20 лет, и она мне все больше и больше нравится.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 августа 2018 года | Дайджест публикаций за 16 августа 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Заполярная правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости