О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Место посадки - Нева

21 августа 1963 года могло стать черным днем для Ленинграда. Прямо на центр города падал самолет - Ту-124. Казалось, катастрофы не избежать. Но реактивный лайнер удалось посадить на Неву

21 августа 1963 года могло стать черным днем для Ленинграда. Прямо на центр города падал самолет - Ту-124. Казалось, катастрофы не избежать. Но реактивный лайнер удалось посадить на Неву.

450 метров над Исаакием

В то утро новенький Ту-124 с бортовым номером 45021 - ему еще и года не было - взял курс из Таллина в столицу. 45 пассажиров, среди них один ребенок и один инвалид. Семь членов экипажа.

При наборе высоты зажглась сигнализация: не убрана передняя стойка шасси. Позже выяснилось, что при взлете отвалился шаровой болт - и опору заклинило в полуубранном положении. Садиться экстренно в Таллине было нельзя - там стоял сильный туман. И диспетчеры направили борт в Ленинград. Пулково тогда еще не построили, на его месте был аэродром Шоссейная.

С неубранной стойкой шасси самолет мог сесть только на брюхо, а это опасно взрывом. Поэтому перед посадкой полагается выработать горючее. Именно это и стал делать экипаж - наматывать круги над Ленинградом на высоте 500 метров. А штурман Виктор Царев с бортмехаником Виктором Смирновым пробили дыру в полу кабины и через нее пытались шестом поставить шасси на место. Стюардесса Шура Александрова переносила багаж в хвост, чтобы при касании земли лайнер не клюнул носом. Впрочем, чемоданов было немного, большую часть груза составляли 20 ящиков с копченым угрем, который экипажу поручили доставить в Москву. Их-то Шурочка и таскала через весь салон.

Тем временем в аэропорту готовили полосу - заливали ее толстым слоем пены, чтобы не случилось возгорания и взрыва, пригнали пожарные машины и кареты скорой помощи.

После седьмого круга, около полудня, диспетчеры велели идти на посадку. Но командир Виктор Мостовой сообщил, что датчик показывает слишком большое количество топлива, и пошел на восьмой круг. И тут остановился левый двигатель - похоже, датчик врал, топливо было на исходе. Диспетчеры приказали лететь в аэропорт по прямой, через город. Но уже над Исаакиевским собором заглох второй двигатель. Высота - 450 метров. До падения - секунды. А впереди - Невский проспект.

"Виктор потом мне говорил, что за эти 14 секунд вся жизнь прошла, - рассказала вдова командира Жанна Мостовая. - И тут блеснула Нева! Витя переглянулся со вторым пилотом Василием Чеченевым: "Сажаем? Сажаем!"

Чудесное везение

История спасения Ту-124 - это, по сути, история счастливых совпадений. И главное из них то, что Василий Чеченев в прошлом служил в военно-морской авиации и имел опыт посадок на воду. Гражданских-то тогда приводнению не учили. И Мостовой передал штурвал второму пилоту. Остальное заняло 14 секунд.

К Литейному мосту высота была уже 90 метров. Едва не зацепили Большеохтинский. Над строящимся мостом Александра Невского прошли в четырех метрах. Впереди - железнодорожный Финляндский мост. Чеченев изо всех сил взял штурвал на себя, задрал нос и коснулся воды.

Неубранная стойка шасси отлетела сразу, пробив фюзеляж. В пробоину полилась вода. Глубина Невы в этом месте - 13 метров, утонуть хватит. Плюс сильное течение. Но снова помог случай: рядом тащил бревна буксир "Буревестник". Капитан Юрий Поршнев, увидев, как позади него грохнулся самолет, тут же отцепил груз, подошел к лайнеру и бросил летчикам трос. А затем отвел Ту-124 к берегу.

Опять счастливое совпадение: не просто буксир в нужном месте, но и очень вовремя - ведь шел бы он минутой позже, и самолет врезался бы в него. И сам бы взорвался, и речников бы потопил.

Малоохтинская набережная тогда еще была земляной. И опять повезло: к ней прибило несколько плотов. Буксир подвел к ним самолет, положил крыло на плоты - получился трап. По нему сошли на берег все 45 пассажиров, потом экипаж. Последним покинул лайнер Виктор Мостовой. Пострадавших не было.

Квартиры в награду

"Меня в те дни в Москве не было, я ездила к маме за дочкой - она шла в первый класс, - вспоминает Жанна Мостовая. - Так что Витя встречал нас на Казанском вокзале. И по дороге домой рассказал, что с ними случилось над Ленинградом. Я была шоке, в ужасе! А он такой спокойный. Он вообще был очень сдержанный".

Экипаж отстранили от полетов, началось разбирательство. КБ Туполева винило во всем летчиков. Но в итоге их признали героями. Хотя орденов все равно не дали.

Авиаотряд Внуково их наградил сам: командир и штурман получили квартиры. "Мы тогда жили всемером у мамы, - пояснила Жанна Мостовая. - А нам дали на троих "двушку" на юго-западе Москвы! Чеченеву квартиру не дали только из-за того, что у него не было московской прописки, он жил в Щербинке. Но ему вскоре устроили прописку, и благодаря этому он смог купить кооператив".

Экипаж отстранили от полетов, началось разбирательство. КБ Туполева винило во всем летчиков. Но в итоге их признали героями.

Дороги экипажа вскоре разошлись. Мостовой летал еще 15 лет - на Ту-124, Ту-134, Ту-154. Потом стал начальником смены во Внуково. В 1989 году, уже пенсионером, уехал с женой, дочкой и внуком в Израиль, работал на текстильной фабрике. Умер в 1997 году.

Второй пилот Василий Чеченев стал командиром воздушного судна, потом летчиком-инструктором. Умер в 2002 году.

"А штурман Витя Царев погиб, - вздохнула Жанна. - Не в воздухе, на земле, в автокатастрофе".

Уроки

После посадки на Неве изменилась система подготовки пилотов: приводнение вошло в обязательный учебный курс. Также тот случай привел к запрету полетов над крупными городами, который действует до сих пор.

Проверка всех Ту-124 обнаружила дефект болта шасси еще на семи самолетах. КБ Туполева доработало датчики топлива, сделало их точнее.

Кстати, в Петербургской патриархии рассказывают, что на самолете Ту-124, совершившем посадку на Неву, летел будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II - в то время он был митрополитом Таллинским и Эстонским. Однако никаких документальных свидетельств этому нет. Да и сам Алексий никогда об этом не упоминал.

По всей видимости, легенда родилась в результате очередного совпадения. Самолет приводнился перед Финляндским железнодорожным мостом. А рядом с ним - подворье Зеленецкого монастыря, где находится известная часовня иконы "Всех скорбящих Радость" с грошиками. Там же похоронена популярная в Петербурге старица Матрона-Босоножка. Эту церковь Алексий II очень любил и, будучи патриархом, нередко там бывал - именно его стараниями здание было возвращено РПЦ. Видимо, частые визиты в церковь, находящуюся рядом с местом аварийной посадки лайнера, и связали личность Алексия с рейсом Ту-124.

Тем не менее легенда породила традицию: те, кто боятся летать, молятся в часовне об успешном завершении полета.

Не очень долгая история

Самолет Ту-124 - пассажирский реактивный лайнер для коротких маршрутов. Первый полет совершил в 1960 году, в эксплуатации с 1962 года.

Первый советский самолет, изготавливавшийся на экспорт - в ЧССР, ГДР, Индию, Ирак, Китай.

В 1963 году на его базе был создан Ту-134, вытеснивший предшественника с авиалиний. В 1979 году Ту-124 выведен из эксплуатации в гражданской авиации.

За почти 20 лет с Ту-124 произошло 17 происшествий, в которых погибли 312 человек. Самая тяжелая авария случилась 29 августа 1979 года над Тамбовской областью - авиалайнер сорвался в штопор и развалился в воздухе. Погибли 63 человека.

Были и курьезы. В 1970 году чешские пилоты, сажавшие Ту-124 в Цюрихе, забыли выпустить шасси. Тогда никто не пострадал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка