Автор: Юрий Авдеев
Опубликовано: 20.08.2018, 08:41
 

Авиастроители усиливают ударный потенциал ВКС России


[image]

На днях на территории Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова прошло торжественное мероприятие по передаче первого глубоко модернизированного дальнего ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3М на этап наземных и летных испытаний.

Туполевский "двадцать второй" появился на свет в июне 1958 года. С того времени страницы его истории заполнили многие весьма интересные факты, различные легенды и байки. Наиболее занятная история связана с тем, что базовая модель была, мягко говоря, далека от совершенства. Однако в то время у руководства страны в особом почете была ракетная техника, а на создание новых самолетов деньги не выделялись. Тогда старейшина авиастроения Андрей Туполев добился разрешения и финансирования модернизации "двадцать второго". Новая модификация настолько отличалась от своего прототипа, что и по сей день идут споры об уместности обозначения новой машины как Ту-22М. Тем не менее и она претерпела модернизации. В новых модификациях машина перерождалась, словно птица феникс, дошла до "тройки" и стала наиболее полно отвечать требованиям военных.

Первый полет самолет модификации Ту-22М3 совершил 20 июня 1977 года, машину пилотировал командир корабля летчик-испытатель Анатолий Бессонов. После выполнения программы летно-доводочных испытаний  Ту-22М3 с 1978 по 1993 год находился в серийном производстве.

При этом проводились доработки самолета. В частности, его оснастили новыми эффективными комплексами радиоэлектронного подавления индивидуальной и групповой защиты. Начиная с 1991 года была реализована программа малой модернизации. Серийные машины оборудовали новым пилотажно-навигационным комплексом и системой управления ракетным вооружением.

Самолет успешно эксплуатировался с минимальными затратами на подготовку оборудования и вооружения при проведении летно-тактических учений в различных регионах страны. Практика показала, что авиакомплекс может эффективно применяться на любом театре военных действий, в различных физико-географических и климатических поясах, как с базовых, так и с оперативных аэродромов. Скажем так, главным козырем у "двадцать второго" стала возможность преодоления ПВО противника на максимальной скорости полета в плотных боевых порядках на предельно малой высоте 50-80 метров. И в настоящее время на многих театрах военных действий (ТВД) нижняя граница радиолокационного поля располагается значительно выше, что расширяет возможности по более эффективному использованию авиакомплекса.

Для боевого применения  Ту-22М3 имеет более 10 вариантов загрузки ракетного и бомбардировочного вооружения. Он способен доставлять современные авиационные средств поражения для уничтожения широкого диапазона целей в оперативно-тактической глубине как в локальных конфликтах, так и в крупномасштабной войне с применением средств массового поражения, в условиях противодействия современных средств ПВО.

Вместе с тем Ту-22М3 и в начале нынешнего века обладает высоким модернизационным потенциалом, а его многолетняя успешная эксплуатация указывала на необходимость дальнейшего совершенствования и развития авиационного комплекса. Ведь как показал практический опыт его эксплуатации, он весьма эффективен как для использования на сухопутных и морских ТВД, так и в борьбе с авианосными ударными группами.

Варианты программы глубокой модернизации прорабатывались с начала этого века, но на уровень практической проработки новой модификации и планов по ее реализации конструкторы и заводчане вышли несколько лет назад.

Как рассказал генеральный директор ПАО "Туполев" Александр Конюхов, первый опытный самолет Ту-22М3М был создан в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов дальней авиации.

В немалой степени это связано с тем, что из-за различных негативных внешнеполитических событий руководство страны и Минобороны особое внимание уделяют состоянию и развитию стратегических сил ядерного сдерживания. При этом поставлена задача по поддержанию и наращиванию оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации бомбардировщиков с продлением срока службы, в том числе и Ту-22МЗ.

В ходе недавнего посещения Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова заместителем министра обороны Алексеем Криворучко одним из пунктов программы его рабочего визита был контроль хода выполнения работ по программе глубокой модернизации в вариант Ту-22М3М, нацеленной на значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса.

В ходе выполнения программы на Ту-22М3М установлен новый комплекс современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. Самолет получил новое связное, навигационно-прицельное оборудование, управление двигателями и топливной автоматикой, а также комплекс радиоэлектронной борьбы.

БРЭО обновлено на 80 процентов, что в конечном итоге привело к повышению точности навигации и уровня автоматизации управления самолетом. При этом упростились его техническое обслуживание и предполетная подготовка.

Особо стоит отметить, что бортовое радиоэлектронное оборудование Ту-22М3М унифицировано с аналогичными системами Ту-160М, а значит, возможна унификация и по новым образцам вооружения для дальней авиации.

Модернизированный самолет оснащен новой информационно-управляющей системой с цифровой индикацией в кабине и функциями интеллектуальной поддержки действий экипажа.

Результатом проведенных работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса, включая повышение боевой эффективности и увеличение боевого радиуса.

- Основные задачи Ту-22М3М - это борьба с авиационными корабельными группировками, - отметил Александр Конюхов. - Новый комплекс вооружения сможет применять современные средства борьбы и новые противокорабельные ракеты. Это радикально и качественно улучшит возможности самолета, помимо рутинных задач, связанных с применением бомбового вооружения.

В торжественной церемонии выкатки первого глубоко модернизированного дальнего ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3М принял участие командующий дальней авиацией Воздушно-космических сил генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.

- Все те тактико-технические характеристики, которые превосходят имеющиеся аналоги, будут реализованы с максимальными возможностями. И сегодня по имеющимся характеристикам эта машина превышает Ту-22М3 почти в два раза по своим возможностям, - заявил командующий.

После завершения заводских испытаний глубоко модернизированный ракетоносец-бомбардировщик будет передан на государственные совместные испытания Минобороны. Только по результатам их успешного выполнения военное ведомство примет решение о начале следующего этапа программы - глубокой модернизации первой партии строевых самолетов Ту-22М3. В целом программа модернизации авиационных комплексов позволит обеспечить эксплуатацию самолетов дальней авиации на длительную перспективу и эффективное выполнение ими задач по предназначению.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 августа 2018 года | Дайджест публикаций за 20 августа 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Туполев (в процессе тестирования)

Комментарии к новости