О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Интервью с генеральным директором АО "Аэропорт Архангельск" В.С. Петросяном

5 февраля 1963 года в Талагах приземлился Ил-18. Именно эта дата считается днем рождения аэропорта "Архангельск"

- В этом году аэропорту Архангельск (Талаги) исполнилось 55 лет. 5 февраля 1963 года в Талагах приземлился Ил-18 под командованием Героя Советского Союза, заместителя начальника ГВФ Башкирова В.Ф. и начальника Северного территориального управления ГВФ Порфирова Н.Г. Это был технический рейс Ленинград - Москва - Архангельск, однако именно эта дата считается днем рождения "Аэропорт Архангельск". С чем подошел к своему юбилею Архангельский аэропорт? Основные достижения?

- Я считаю, что свой очередной юбилей аэропорт "Архангельск" встречает в хорошей форме. К 55-летию мы обновили всю производственную инфраструктуру, строим новое здание аэровокзала, а этим может похвастаться далеко не каждый региональный аэропорт. Но всему этому предшествовала огромная работа.

Сначала нужно было накопить ресурсы для рывка вперед, привести в порядок хозяйство аэропорта. Только после этого появилась возможность отказаться от кредитных займов для выплаты зарплаты, что ранее было обычной практикой. Часть прибыли мы стали вкладывать в развитие: привели в порядок здание аэровокзала, обновили спецтехнику, отремонтировали перрон, у нас у первых в стране из всех региональных аэропортов появились стационарные телетрапы, что в условиях Севера очень актуально. Мы регулярно индексируем заработную плату работникам аэропорта, а сегодня в акционерном обществе трудится более 500 человек. Не без гордости скажу, что у наших работников полный социальный пакет, включая медицинское обслуживание.

В год 55-летия аэропорта будет полностью обновлена привокзальная площадь - она станет удобнее и краше. Строящаяся новая вставка между павильонами внутренних и международных авиалиний во многом избавит пассажиров от неудобств, ведь пассажиропоток за последние 10 лет вырос вдвое, а площади аэропорта не расширялись с 70-х годов.

Вместе с обновлением инфраструктуры мы работали над расширением маршрутной сети, которая на сегодняшний день увеличена почти вдвое по сравнению с тем, что было 10 лет назад.

Не могу обойти стороной еще одно крупное достижение - это возрождение авиасообщения между районами Архангельской области. "Под свое крыло" мы взяли аэропортовые комплексы и посадочные площадки в Котласе, Лешуконском, Мезени, на Соловках и в отдаленных населенных пунктах региона. В их развитие и содержание мы вкладываем как собственные средства, так и активно привлекаем внешние инвестиции, в том числе, из федерального бюджета.

Несколько лет назад аэропорт Котласа был закрыт. Бывший собственник продал все, что сумел. Хозяйство пришло в упадок, сотрудники аэропорта остались без работы. В 2015 году мы подключились к процессу "реанимации": провели ремонт, обновили топливо-заправочный комплекс, набрали необходимый штат сотрудников. Сегодня жители юга области имеют возможность летать из Котласа в Архангельск, Москву и Сыктывкар, скоро возобновим рейс на Санкт-Петербург.

2,5 миллиарда рублей привлечено на реконструкцию аэропорта на Соловках! Там тоже планируются масштабные работы по реконструкции. Через несколько лет аэропорт будет не узнать.

Так что очередной день рождения аэропорт "Архангельск" встречает вполне достойно. Растем. Развиваемся. 55 лет для аэропорта, образно выражаясь, это зрелый возраст.

- В 2017 году авиакомпании России совершили рывок неведомый ранее: отечественные авиаперевозчики совокупно перевезли более 105 млн. пассажиров! Увеличение пассажирооборота составило 17,1%. Более половины пришлось на внутренние авиалинии. Соответственно, значительное увеличение пассажиропотока демонстрировали и российские воздушные гавани. Прирост объема авиаперевозок через аэропорт "Архангельск" в 2017 г. был выше средней по отрасли - 21% (в 16 году - 0,734 тысячи пассажиров, в 17 - 0,893 тысячи пассажиров). Сохранится ли динамика в 2018 году? На какую цифру планируете выйти по пассажиропотоку? За счет чего?

- Увеличение пассажиропотока для нас - одна из главных стратегических задач. И многое, из того, что я перечислил выше, делалось как раз с этой целью. Сегодня на Северо-Западе аэропорт "Архангельск" - третий по пассажиропотоку. На первом месте один из самых загруженных в стране аэропортов "Пулково", на втором - недавно открывшийся к чемпионату мира по футболу аэропорт "Храброво" в Калининграде.

Пассажиропоток растет главным образом за счет расширения маршрутной сети. Конкуренция авиакомпаний на основных направлениях способствует снижению стоимости авиабилетов. Вместе с тем наличие разных авиаперевозчиков дало возможность связать Архангельск регулярными маршрутами с тремя столичными аэропортами: "Шереметьево", "Домодедово" и "Внуково", что для пассажиров безусловный плюс. Много внимания мы уделяем развитию межрегиональных авиасообщений. Архангельск сегодня связывают прямые рейсы с Мурманской областью, Коми и Карелией. Открытие нового пассажирского терминала создаст более комфортные условия не только для пассажиров, но и для аэропортовых служб.

У нас есть все основания рассчитывать, что по итогам 2018 года мы установим новый рекорд и превысим планку в 900 тысяч пассажиров в год. Для нас это будет самым хорошим подарком к юбилею предприятия.

- В рейтинге 50 крупных аэропортов России Архангельск занимает 32 место, значительно опережая соседей по Русскому Северу. Эксперты высоко оценивают и рост пассажиропотока, и современное обновление аэровокзала, повышение комфортности в обслуживании пассажиров. Однако, и это не секрет, у архангелогородцев, жителей Поморья есть претензии к своему главному аэропорту. Больше всего - к международному сектору: тесно, неуютно. И хотя видно, что аэропорт старается улучшить ситуацию, количество международных чартерных южных рейсов растет с каждым годом и зона прилета-вылета с таможенным досмотром явно не справляется с такой нагрузкой. Что делается сегодня и планируется в ближайшем будущем, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Сколько предполагаете "пропустить" через аэропорт чартерных рейсов в этом году?

- Международные линии сегодня для нас - самое узкое место. В 60-е годы никто и предположить не мог, что в здании нового по тем временам аэровокзала когда-то разместят пассажирский терминал для международных линий. Тогда самолеты брали на борт по 40 - 50 человек. Сейчас же в летние месяцы чартеры увозят по 230 - 250 человек, а в некоторые дни мы принимаем и отправляем по три чартерных рейса в день! Всего в этом году мы планируем принять и отправить 486 прямых рейсов в Турцию, Болгарию и Тунис. Это примерно на 12 процентов больше, чем в 2017 году. Для жителей Архангельской области это безусловно удобно. Но пока у нас нет иной возможности, кроме обслуживания международных рейсов в первом павильоне, в котором оптимально используются все имеющиеся в наличии помещения.

Новая вставка во многом решит эту проблему. Здесь будут обслуживаться как международные, так и внутренние рейсы. Для нас сегодня это самая актуальная задача.

- После 2010 года аэропорт Талаги стал гостеприимной гаванью для топовых авиакомпаний России, в том числе "Аэрофлота" и его дочки авиакомпании "Россия", авиакомпании "Ютэйр", "родной" "Нордавиа" в очередной раз за свою новейшую историю преодолевшей рубеж в миллионного пассажира. Это не считая авиаперевозчиков, выполняющих чартерные программы, а также межрегиональные авиарейсы. Сегодня аэропорт может принимать самолеты большинства современных типов. Такая нагрузка требует слаженности в работе всех подразделений и - главное - четкости в обслуживании самолетов на перроне. Ведь от этого зависит выполнение расписания и, в конечном счете, комфорт пассажиров. Однако, авиаперевозчик и аэропорт - разные бизнес-структуры, выполняющие разные задачи и по-разному получающие прибыль: авиаперевозчик с полета - с неба, а аэропорт со взлета посадки - с земли. Как аэропорт выстраивает взаимоотношения с авиакомпаниями? Возникает ли недопонимание, взаимные претензии, каким образом разрешаете деловые конфликты?

- К сожалению, во многих аэропортах, причем даже крупных, случаются разногласия между руководством гавани и руководством авиакомпаний. У нас, к нашей части, таких случаев крайне мало. Серьезных разногласий нет в принципе. Со всеми авиаперевозчиками налажены конструктивные и уважительные связи.

Сложности в отношениях чаще всего возникают при задержке рейса. Этим в большей степени "больны" чартерные авиаперевозчики. Типичная ситуация: рейс не смог по каким-то причинам вылететь из Антальи в Архангельск. Соответственно, задерживается его обратный рейс в Турцию. Более двухсот человек вынуждены с детьми и багажом ждать по несколько часов. Приходится переносить время вылета следующих чартерных рейсов. Недовольство пассажиров вполне оправдано.

И всякий раз сотрудники аэропорта и представители авиакомпаний стараются сделать максимум, что в их силах, чтобы ожидание вылета не превращалось для пассажиров в проблему. Это, поверьте, нелегко. Но здесь у нас полное понимание с руководством авиакомпаний. Мы делаем все возможное в таких ситуациях.

- Для вылетающего пассажира аэропорт - это регистрация, досмотр и, так называемая, зона "отчуждения" - в просторечии "накопитель", когда ты уже "чистый" и назад пути нет, а посадку на самолет еще не объявили. Что сегодняшние Талаги предлагают улетающим? Можно ли ждать приятных новинок в ближайшее время?

- После масштабного ремонта павильона внутренних авиалиний чистая зона была значительно расширена. Сейчас на первом и втором этажах аэропорта могут вполне комфортно разместиться пассажиры сразу трех рейсов. Кафе, беспроводной Интернет, свежая пресса, зал повышенной комфортности. Но самое главное удобство, как я уже говорил, это прямой выход через телетрапы на борт воздушного судна. В типовых региональных аэропортах такого вы нигде не встретите. В следующем году после открытия новой вставки уровень сервиса и комфорта вырастет кратно.

- Прилетающий пассажир - другая тема. Здесь хочется побыстрее получить багаж, желательно в целости и сохранности и уехать без проблем. Сегодняшние Талаги - это телетрапы, лента выдачи багажа. Случаются ли проблемы с багажом, как удается их разрешить? Если количество рейсов будет увеличиваться, видится ли возможность расширения зоны выдачи багажа или лента будет только одна? Какой предел пассажиропотока существует у аэропорта Талаги, чем это обусловлено?

- Все эти проблемы как раз и призван решить новый терминал, строящийся между существующими павильонами. В него будет перенесена зона выдачи багажа. А совокупные мощности трех павильонов позволят на годы вперед снять вопросы пропускной способности аэропорта "Архангельск".

- Решение объединить все аэропорты Архангельской области в одно предприятие аэропорты "Поморья", видимо правильное с точки зрения управляемости процесса. Но без привлечения инвестиций ситуацию с аэропортами "третьего" эшелона не улучшить - это касается состояния ВПП, аэровокзальных комплексов. Без этого трудно привлечь авиакомпании для выполнения новых рейсов. Что планируется в ближайшее время и на перспективу в части развития аэропортов Архангельской области таких, как Котлас, Лешуконское, Соловки? Возродятся ли уже умолкшие воздушные гавани Каргополя, Мезени, Онеги?

- Время доказало правильность решения об объединении аэропортовых комплексов области в один холдинг. Напомню, что Указом Президента страны акции нашего аэропорта передаются из федеральной в областную собственность.

Появилась возможность не только объединить все активы, но и в случае необходимости перераспределять между ними ресурсы. Все это делается для обеспечения транспортной безопасности региона, в котором в часть населенных пунктов "только самолетом можно долететь". Мы содержим несколько посадочных площадок на Востоке области, где нет регулярного авиасообщения, но есть потребность экстренной посадки санитарной авиации. Часть работ по ремонту и содержанию мы оплачиваем за счет собственных средств. Но главный источник финансирования, а затраты на модернизацию аэропортов исчисляются миллиардами, это, конечно, федеральные инвестиции. Таким образом мы планируем полностью обновить инфраструктуру соловецкого аэропорта. Ведется обновление посадочных площадок в Мезени и Лешуконском. А там, поверьте, без нашего вмешательства малая авиации уже сегодня прекратила бы свое существование. Ведутся работы по возрождению полетов в Вельске. Есть принципиальная договоренность с Минтрансом, Росавиацией и Минобороны о налаживании регулярного авиасообщения с военного аэродрома космодрома "Плесецк". Из Мирного жители Плесецкого района смогут летать в Архангельск, Москву и Санкт-Петербург. Есть юридические сложности в реконструкции взлетно-посадочной полосы в архангельском аэропорту - имущество и земля принадлежат Министерству обороны - но, думаю, и этот вопрос мы со временем решим, потому что 60-летний юбилей аэропорт "Архангельск" должен встретить с новой взлетно-посадочной полосой - самой современной на Северо-Западе России. Уверен, что так и будет!...
Авторские права на данный материал принадлежат «ОАО "Аэропорт "Архангельск"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка