О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Глава ОАК: скажут в космос полететь - полетим в космос

Президент ОАК Юрий Слюсарь - о как самолеты Су-57 прошли "боевое крещение" в Сирии, какие возможности получат модернизированные стратегические ракетоносцы, о создании авиационного комплекса "Кинжал" и работе по беспилотной тематике

Как самолеты пятого поколения Су-57 прошли "боевое крещение" в Сирии, какие новые возможности получат модернизированные стратегические ракетоносцы, о создании авиационного комплекса "Кинжал", работе по беспилотной тематике и планах разработки перспективного истребителя-перехватчика МиГ-41 рассказал в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Екатерине Мальцевой на форуме "Армия-2018" президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

- Юрий Борисович, в этом году российская военная авиация не была представлена на "Фарнборо", да и на форум "Армия", полагаю, многие иностранные партнеры не приехали. Чувствуется ли некая изоляция России от мировых авиационных трендов?

- Санкционное давление увеличивается, мы адаптируемся. В этой ситуации наше участие в выставках, действительно, таким эволюционным образом разделилось. Мы, бывает, участвуем в крупных международных выставках через наши совместные предприятия, которые занимаются продвижением гражданской авиационной техники - так было, допустим, на "Фарнборо", но не демонстрируем там, конечно, военную технику.

В то же время, те выставки, на которых мы и нашим внутренним, и потенциальным зарубежным заказчикам демонстрируем возможности боевой техники, они содержат в себе минимум гражданки. Таким образом, разделение произошло. Хорошо это или плохо - сложно сказать. Но по большому счету, мы участвуем в обоих этих форматах и свои задачи решаем.

На "Фарнборо" покупателей нашей боевой техники, скажем очень мягко, меньше, чем, на выставках, например, в Чжухае, Индии, Чили и так далее. Но и покупателей гражданской техники в "Патриоте" тоже немного.

- Но участие в выставках не только продаж касается, есть еще какие-то имиджевые моменты, плюс можно посмотреть, что показывают конкуренты, понять мировые тенденции, куда кто двигается, и насколько мы вписываемся?

- За всеми тенденциями, конечно, нужно смотреть.

- Получается, если мы ни на "Фарнборо", ни на "Ле Бурже" ездить не будем, а будем ездить только, условно говоря, в Бангалор, то какой-то отрыв от них произойдет, нет?

- За тенденциями нужно в любом случае наблюдать - и на выставках, и между выставками, смотреть, что наши коллеги-конкуренты разрабатывают и производят. Внимательно смотреть, так же, как они внимательно смотрят на нас. А с точки зрения именно демонстрации как маркетингового канала по продвижению продукции, на наш взгляд, все-таки более оправдано участие в выставках в Бангалоре, Чжухае или Дубае. Плюс это еще и экономика.

Участие в каждой выставке - это значительное количество средств, нужно всегда считать отдачу на инвестиции.

- Как вы считаете, закон о контрсанкциях не усугубит ситуацию? ОАК планирует приостанавливать сотрудничество с зарубежными странами в связи с этим законом?

- У нас в этом смысле все достаточно просто - мы добились полного импортозамещения и импортонезависимости по боевой и стратегической авиации.

А что касается гражданской авиации, мы в принципе считаем, что она вообще не должна являться предметом какого бы то ни было санкционного или контрсанкционного торга, поскольку это мирная отрасль, которая занимается реализацией социальных задач - перевозкой пассажиров. В этой ситуации мы никому не угрожаем. Поэтому здесь мы международным сотрудничеством дорожим. Я очень надеюсь, что гражданская авиация не станет областью, где будут применяться санкции или контрсанкции.

- То есть, недавно объявленный новый пакет американских санкций, который, как ожидается, запретит экспорт технологий двойного назначения, боевой авиации не коснется?

- Нет, мы по боевой авиации уже имеем эти запреты, поэтому четыре года назад была развернута программа импортозамещения. Сейчас по всем нашим основным продуктам она реализована. Мы импортозаместили как производителей украинских комплектующих, так и поставщиков из других стран.

- Но насколько я знаю, на украинских двигателях еще многие самолеты летают.

- На украинских двигателях летают, в первую очередь, "украинские" самолеты. Сотни машин произведены в советское время "Антоновым" в разных городах от Иркутска до Харькова. В этой ситуации надо дать им возможность долетать свой назначенный срок службы. Это крепкие, надежные машины, которые выполняют свою задачу. Мы поддерживаем их летную годность, мы их ремонтируем, продлеваем срок службы, но все равно эта история конечна. Именно на замену этим самолетам и приходит вся линейка "Ильюшинских" военно-транспортных продуктов, которые мы разрабатываем и будем запускать.

А что касается украинских двигателей, они у нас на самолете Ан-148 используются и Бе-200. По Ан-148 мы завершаем в этом году исполнение контракта и больше контрактов, заказчиков пока на него нет - поэтому здесь неактуально. А по Бе-200 уже начался процесс ремоторизации.

- Что касается экспортных поставок, ожидается их снижение или какие-то проблемы с заказчиками в связи с западными санкциями?

- Давление, конечно, есть. Совершенно очевидно, что наши коллеги беспрецедентному подвергаются прессингу. Но мы благодарны им за последовательную позицию и за высокую оценку наших возможностей.

Конечно, апробация нашей техники в боевых условиях на Ближнем Востоке показала реальные ее возможности, так что помимо опыта, который получили мы, это еще и такая демонстрация всего того, чем обладают наши самолеты, и того оружия, которое эти самолеты могут применять. Поэтому дополнительный интерес подстегнут.

- По вашей оценке, экспортные поставки самолетов останутся на прежнем уровне? Может, они будут снижаться или наоборот, увеличиваться?

- Сейчас в проработке есть несколько предложений, которые, в случае их реализации, поддержат, а, возможно, даже увеличат объем поставок наших самолетов на экспорт.

- Еще один вопрос, который широко сейчас обсуждается, считаете ли вы экономически целесообразным вхождение ОАКа в Ростех? В чем может заключаться выгода от такого слияния?

- Как я уже неоднократно говорил, мы не комментируем решения по активам, которые составляют прерогативу акционеров.

При этом, я уже говорил недавно, что мы внимательно анализируем мировой опыт, в том числе, изменения в мировом авиастроении, думаем о том, как повысить нашу системную эффективность.

По поручению министра промышленности и торговли мы с коллегами из структур Ростеха сделали определенные расчеты синергии с предприятиями, входящими в госкорпорацию, включая "Вертолеты России". Они базируются на схожести технологического профиля, анализе инженерно-конструкторского потенциала, баланса мощностей, систем послепродажного обслуживания. К тому же у нас общие рынки. Примеры из международной практики показывают, и мы видим это в наших расчетах, помимо достижения прямых эффектов от умной консолидации, заметное сокращение административных издержек и ощутимую прибавку в операционной эффективности.

- Давайте теперь перейдем к основным проектам военной авиации. Какие новые самолеты в скором времени получит на российская армия?

- Мы подписали контракт по МиГ-35 на шесть машин. Уже в этом году две машины поставим.

Помимо того, что это новая машина, здесь еще и новый формат взаимодействия в рамках так называемых опережающих поставок - мы делаем самолет, а за счет более ранней поставки получаем возможность обслуживать те кредиты, которые мы привлекаем. Эти машины как раз пойдутпо опережающей модели - раньше, чем они предусмотрены в ГПВ (госпрограмме вооружения до 2027 года - ИФ). Такую же схему мы предлагаем по некоторым другим типам самолетов. Например, Су-30СМ.

- Раньше говорилось о планах весь парк легких истребителей заменить на МиГ-35 - такие планы сохраняются?

- На эту тему, скорее, надо с коллегами из главкомата (ВКС) беседовать - это их зона ответственности. Мы исходим из тех параметров, которые в ГПВ заложены. Сколько в ГПВ записали, столько самолетов мы должны будем произвести - и мы готовы их произвести.

- И когда начнется уже серийное производство МиГ-35?

- В 2018-2019 годах поставим установочную партию, а дальше уже серия.

- Еще один ожидаемый в скором времени самолет - это Су-57. С момента старта программы по разработке прошло больше 15 лет, когда все-таки военные получат не опытные, а уже серийные истребители?

- Мы подписали контракт с Минобороны, и начинаем поставлять самолеты в ВКС уже с 2019 года. Это непосредственно серийные машины, которые не будут принимать участие в испытаниях, а будут уже в эксплуатации. Всего у нас в ближайшей перспективе 15 машин будет поставлено.

- Самолеты, поставленные в рамках ОКРов (опытно-конструкторских работ), сейчас находятся в опытно-войсковой эксплуатации и уже успели побывать в Сирии. Как они проявили себя в боевых условиях?

- Действительно, проявили себя. Были в Сирии, получили так называемое боевое крещение, все задачи были решены и по самолету, и по вооружению, которое применялось. Заложенные характеристики подтвердили. Мы, конечно, получили большой объем информации - те нюансы и тонкости, которые сложно было бы получить в процессе испытаний и полетов здесь в России, в мирной обстановке. Этот объем данных активизировал работу.

- То есть в серийном облике будут уже какие-то изменения по результатам сирийского опыта?

- Изменения по самолету идут всегда. Самолет, который перестал меняться, перестал модернизироваться - это умирающий самолет, даже если он еще не поступил на вооружение. Появляются новые виды вооружения, появляются новые версии программного обеспечения и других различных систем. В этом, кстати, смысл модульности. Она предполагает возможность модернизации без замены большого количества железа.

Су-57 - это самолет высокоинтеллектуальный, автоматизированный, в значительной степени это летающий искусственный интеллект, который решает за летчика большое количество задач и позволяет ему сосредоточиться на боевых задачах, где человека пока заменить сложно.

Так что самолет развивается во времени, и за эти 15 лет он значительно эволюционировал. Ну и дальше останавливаться на этом не будем. Су-57 является перспективной платформой для создания новых летательных аппаратов в различных исполнениях.

- Было заявлено, что массового производства Су-57 не планируется, видимо, оно ограничится небольшой партией. Это из-за его дороговизны?

- По-моему, лучший ответ дан подписанным накануне контрактом с Минобороны. Но, конечно, Су-57 обладает принципиально другими возможностями. Это требует плавности перехода от самолетов четвертого поколения к пятому.

Сейчас мы находимся на этапе замены самолетов третьего поколения самолетами четвертого - Су-35, МиГ-35, Су-30СМ, Су-34. На последующем этапе они будут все больше и больше замещаться самолетами пятого поколения. Нарушать эту последовательность массовыми поставками сразу самолета пятого поколения, наверное, не совсем правильно. На наш взгляд, здесь вопрос не столько финансовый, сколько в обеспечении вот этой плавности перехода.

А, вообще, мы считаем, что истребитель пятого поколения Су-57 и легкий истребитель МиГ-35 - это лучшие предложения в своем классе по соотношению летно-технических характеристик самолетов, боевых возможностей и цены.

- А в чем все-таки заключается принципиальное отличие пятого поколения от того же Су-35, например?

- Ну это совсем разные самолеты. В первую очередь - малозаметность за счет другой аэродинамической компоновки, другого планера, который достаточно удачно спроектирован, плюс уникальное, нами разработанное радиопоглощающее покрытие. Это и новое БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование - ИФ), новые системы связи, новый бортовой комплекс обороны, новый локатор, который позволяет "увидеть" самолеты противника
на большем расстоянии, чем самолеты четвертого поколения, что дает преимущество по времени запуска ракет - да там все новое! Но главное, конечно, это новое оружие, новые ракеты, которые тоже имеют превосходные характеристики.

- Есть ли планы по созданию палубной версии Су-57? Или принципиально нового истребителя, самолета вертикального взлета для перспективного российского авианосца?

- Некоторые наработки у нас есть по самолету вертикального взлета и посадки - и с советских времен, и за последнее время. Работа по корабельным вариантам продолжается. Нужно от военных получить четкую задачу, которую мы будем исполнять.

- В марте президент России объявил, что истребители МиГ-31 стали первыми носителями гиперзвукового оружия - ракеты "Кинжал", эта новая модификация МиГ-31К стала настоящим гвоздем программы на параде 9 мая. Можете рассказать, как создавался этот комплекс?

- Была проделана серьезная работа, которая заняла большое количество времени. Необходимо было сделать системы управления, провести испытания - непростая история.

В итоге мы получили высокоскоростной самолет-носитель МиГ-31, который способен за считанные минуты доставить ракету в необходимый район и пустить ее в действие. Это действительно стало важным прорывом в разработке систем вооружения России. Это существенно расширит возможности наших ВКС.

- Сколько истребителей планируется оснастить "Кинжалами"?

- Мы готовы обеспечить министерство обороны самолетами в необходимом количестве.

- А когда будут завершены работы по модернизации парка истребителей-перехватчиков в облик МиГ-31БМ?

- Два имеющихся контракта по модернизации, как и планировалось, будут завершены в этом году. Далее будет следующая серия. Мы ожидаем, что в ближайшие годы ВКС получит еще несколько десятков модернизированных МиГ-31БМ, так что к 2023 году весь существующий парк будет модернизирован.

- Жизненный цикл МиГ-31 близится к завершению, в ближайшие 10 лет ему на смену должен прийти новый истребитель-перехватчик МиГ-41, он же ПАК ДП. На каком этапе реализации находится этот проект?

- Мы находимся на этапе исследовательской работы. Она ответит на все вопросы - какая машина нужна, какова концепция ее боевого применения, какими характеристиками она должна обладать, какие задачи решать, какой у нас есть научно-технический задел, позволяющий на эти вызовы дать ответы. Это работа на несколько лет.

- Будет новый планер?

- Мы прорабатываем новую концепцию, да. И при создании этого авиационного комплекса планируем использовать новые технологии и материалы.

- Есть планы расширить характеристики по скорости, дальности, возможности работы в космосе?

- Все будет от задач зависеть. Скажут в космос полететь - полетим в космос.

- Если исходить из оптимистичного варианта, когда может появиться эта машина?

- Это должно быть по логике синхронизировано с завершением планового ресурса МиГ-31. К этому времени нужно будет новую машину разработать - то есть мы говорим о рубеже 2030 года.

- Одним из приоритетов новой госпрограммы вооружения является переход к беспилотной технике. Когда на вооружение ВКС поступят разработанные в ОАК ударные беспилотники?

- Для нас, безусловно, беспилотная тематика является одной их приоритетных. Мы понимаем, что есть задачи сделать в разных нишах машины, которые могли бы выполнять разные задачи - от разведывательных до ударных. По ряду направлений ведутся разработки. Они есть не только у нас, но и у наших коллег. Помимо ОАК беспилотниками занимается еще несколько компаний, и все вместе мы можем покрыть всю линейку продуктов.

- Вы имеете в виду 20-тонный беспилотник "Охотник" разработки ОКБ Сухого?

- Я не смогу рассказать конкретнее.

- Если сравнивать с зарубежными аналогами…

- Мы должны отвечать на существующие угрозы, а значит, наши беспилотники должны быть, как минимум, не хуже.

- Еще одна широко обсуждаемая в последнее время тема - возможность возобновления производства тяжелых дальних транспортников Ан-124 "Руслан". Много было заявлений по этому поводу. Сейчас есть какая-то ясность - будет возобновляться его производство или нет? Или все-таки новый самолет будете на замену разрабатывать?

- На этом этапе вполне хватает того парка Ан-124, который сейчас есть. В этом году мы получим уже первый комплект двигателей Д-18, отремонтированных в России. Продолжение этой работы позволит поддерживать исправность парка на высоком уровне.

Самолеты Ан-124 еще далеки от исчерпания своего ресурса, так что основная задача на сегодня - восстановление и поддержание исправности существующего парка.

- Когда планируется приступить к созданию перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации - ПАК ВТА?

- Мы сейчас обсуждаем с Минобороны возможный облик этого самолета, какими характеристиками он должен обладать и так далее. Есть наработки по этому направлению. Но приступить непосредственно к созданию новой машины мы сможем только после согласования всех этих вопросов с заказчиком.

- Давайте еще обсудим перспективы дальней авиации. Уже можно говорить о завершении разработки ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3М. Какие возможности получит самолет в новом облике, какими характеристиками по дальности, скорости, вооружению он будет обладать?

- Ту-22М3М - реально новая машина, от предыдущей модификации остался только планер. В самолете установлен новый комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования, который в значительной степени унифицирован с Ту-160М, новая система радиоэлектронного противодействия, новый комплекс связи, новый локатор, новый комплекс обороны. Проведены доработки по планеру, позволяющие продлить назначенный срок службы самолета. Работы, произведенные в рамках модернизации, по объему и трудоемкости сопоставимы с созданием нового самолета. В итоге мы получили авиационный комплекс со значительно расширенным боевым потенциалом - я имею в виду и повышение боевой эффективности, и увеличение боевого радиуса.

На днях в Казани первый Ту-22М3М был передан на летно-испытательную станцию. По результатам заводских и государственных испытаний Минобороны будет принимать решение об объемах глубокой модернизации самолетов строя.

- Что из себя представляет глубоко модернизированный Ту-160М?

- Глубоко модернизированный самолет Ту-160М получит новое пилотажно-навигационное оборудование, новый бортовой комплекс связи, новую систему управления, радиолокационную станцию, комплекс радиоэлектронного противодействия. На Ту-160М будут установлены новые двигатели, имеющие лучшие характеристики по экономичности.

- Недавно начались работы и по глубокой модернизации Ту-95МС. Чем новая версия, Ту-95МСМ, будет отличаться от базового самолета?

- В рамках работ по глубокой модернизации на Ту-95МС будет заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. Самолет также получит модернизированные двигатели.

Модернизация позволит существенно увеличить точность навигации и показатели надежности, расширить возможности по ведению попутной оптической и радиоразведки, продлить срок эксплуатации авиационного комплекса, улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета. Первый Ту-95МСМ планируем поднять в воздух в 2019 году.

- Ну и конечно, нельзя обойти стороной проект перспективного авиакомплекса дальней авиации - ПАК ДА, который уже успели окрестить чуть ли не самым секретным проектом из всех ведущихся ныне авиационных разработок. Когда уже приоткроете завесу тайны и покажете хотя бы эскиз или макет этого самолета?

- Это определит министерство обороны.

- Конструкторская мысль никогда не останавливается на достигнутом, наверняка, и сейчас в ОАК есть далеко идущие планы. Шестое поколение, гиперзвуковые самолеты, лазерное оружие - какие перспективные разработки, по-вашему, сформируют будущее корпорации?

- Разумеется, наука и технологии не стоят на месте. Но все-таки прежде, чем открытия и изобретения станут технологиями, которые можно применять в производстве, нужно провести научные изыскания, опыты и тому подобное. И, что не менее важно, нужно четкое понимание для каких задач они будут использоваться и по какой цене они будут предложены.

Ясности, каким будет самолет нового поколения, чем он будет принципиально отличаться от нынешнего поколения, какие будет выполнять задачи, какое оружие применять, у нас пока еще нет. Но мы, конечно, работаем над обликом и возможными техническими решениями, которые смогут применяться в следующих перспективных авиационных комплексах. Это происходит постоянно, мы работаем над созданием более совершенных образцов военной техники. В основном же, отталкиваемся от заказчиков, которые должны предъявить требования к облику самолета будущего.

Тем не менее, мы обсуждаем все эти вопросы с научным сообществом и принимаем активное участие в определении направлений фундаментальных исследований, которые и будут определять облик авиации будущего через 20-30 лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс-АВН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка