О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 6 месяцев 2018 года

Группа "Аэрофлот" сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за 6 месяцев, закончившихся 30 июня 2018 года

Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за 6 месяцев, закончившихся 30 июня 2018 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Ключевые финансовые результаты Группы "Аэрофлот"

Млн руб., если не указано иное2К 20182К 2017Изм.6М 20186М 2017Изм.
Выручка153 880 131 735 16,8%265 822 234 860 13,2%
EBITDAR135 596 32 315 10,2%46 363 46 057 0,7%
Рентабельность EBITDAR23,1%24,5%(1,4 п.п.)17,4%19,6%(2,2 п.п.)
EBITDA114 354 16 539 (13,2%)6 622 15 403 (57,0%)
Рентабельность EBITDA9,3%12,6%(3,3 п.п.)2,5%6,6%(4,1 п.п.)
Прибыль / (убыток) за период6 315 8 229 (23,3%)(5 228) 2 890 -

Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал:

"Группа "Аэрофлот" в этом году впервые раскрыла результаты по МСФО за первый квартал, поэтому при анализе опубликованной сегодня полугодовой отчетности инвесторы и аналитики также имеют возможность впервые проанализировать результаты второго квартала и сравнить поквартальную динамику показателей текущего года.

В 2018 году Группа "Аэрофлот" продолжила операционное развитие, расширяя географию полетов и увеличивая емкости по наиболее востребованным направлениям. Рост пассажиропотока Группы, составивший в первом квартале 6,6%, во втором квартале ускорился до 9,6%, что обеспечило общий рост объема перевозок по полугодию на 8,2%, до 24,9 млн пассажиров. Ускорение роста производственных показателей происходило при позитивной динамике доходной ставки, изменение которой по регулярной сети во втором квартале 2018 года составило 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как в первом квартале прирост составлял только 3,6%. Под влиянием указанных факторов улучшилась динамика выручки от пассажирских перевозок: во втором квартале показатель достиг 135,5 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19,2%. Данный рост на 8,1 п.п. превышает рост, который мы наблюдали в первом квартале. Фундаментальную поддержку динамике выручки оказали активный подход Компании к управлению доходами, включающий среди прочего тактическую оптимизацию при управлении емкостями и загрузкой кресел, курсовой эффект, а также повышенный спрос на перевозки во время группового этапа Чемпионата Мира по футболу в июне.

Несмотря на ускорение, рост доходов не смог опередить динамику расходов. Ключевым фактором, повлиявшим на операционные затраты, стал рост цен на авиационный керосин. В первом полугодии 2018 года рост составил почти 30%, при этом во втором квартале рост к аналогичному периоду прошлого года ускорился. В данных условиях менеджмент Компании принял решение о реализации масштабной программы по поддержанию финансовых результатов, включающей инициативы как со стороны доходов, так и со стороны расходов. Программа уже показывает свою эффективность на стороне расходов, в частности удельные расходы за исключением топлива на кресло-километр в первом полугодии увеличились только на 1,5%, а во втором квартале снизились на 1,1% несмотря на растущее курсовое давление на валютные статьи расходов, а также растущие аэропортовые сборы. Наблюдается значительная экономия по административным, маркетинговым расходам и прочим статьям. На уровне удельных затрат на кресло-километр во втором квартале экономия наблюдается также по расходам на персонал, что отражает нашу работу по поддержанию высокой производительности труда.

Таким образом, в результате активного управления доходами и реализации инициатив по оптимизации затрат во втором квартале Группе "Аэрофлот" удалось получить чистую прибыль в размере 6,3 млрд рублей. Финансовый результат второго квартала позволил частично компенсировать убытки первого квартала, снизив убыток по первому полугодию до 5,2 млрд рублей. Группа "Аэрофлот" намерена продолжать строгий контроль и оптимизацию затрат для обеспечения оптимального финансового результата в текущей экономической ситуации".

Основные производственные показатели

Показатель2К 20182К 2017Изм.6М 20186М 2017Изм.
Пассажиропоток, тыс. чел.13 87112 660 9,6% 24 85622 9628,2%
- международные перевозки6 1715 668 8,9% 11 05910 2457,9%
- внутренние перевозки7 6996 993 10,1% 13 79712 7178,5%
Пассажирооборот, млн пкм35 24432 4598,6%63 98759 3927,7%
- международные перевозки20 36518 992 7,2% 37 93235 5236,8%
- внутренние перевозки14 87913 466 10,5% 26 05423 8699,2%
Предельный пассажирооборот, млн ккм43 358 39 209 10,6% 79 98273 7198,5%
- международные перевозки25 45722 895 11,2% 47 96143 7419,6%
- внутренние перевозки17 90116 314 9,7% 32 02029 9776,8%
Занятость кресел, %81,3%82,8% (1,5 п.п.)80,0%80,6%(0,6 п.п.)
- международные перевозки80,0%83,0% (3,0 п.п.)79,1%81,2%(2,1 п.п.)
- внутренние перевозки83,1%82,5% 0,6 п.п. 81,4%79,6%1,7 п.п.

За шесть месяцев 2018 года Группа "Аэрофлот" перевезла 24,9 млн пассажиров, что на 8,2% превышает результат аналогичного периода прошлого года.

Выручка

Млн руб., если не указано иное2К 20182К 2017Изм.6М 20186М 2017Изм.
Выручка от пассажирских перевозок 135 456 113 594 19,2%232 352 200 799 15,7%
в т.ч. регулярные перевозки124 862 106 080 17,7%215 969 188 416 14,6%
чартерные перевозки10 594 7 514 41,0%16 383 12 383 32,3%
Выручка от грузовых перевозок4 400 3 805 15,6%8 178 7 183 13,9%
Прочая выручка14 024 14 336 (2,2%)25 292 26 878 (5,9%)
Выручка итого153 880 131 735 16,8%265 822 234 860 13,2%

Выручка Группы "Аэрофлот" за 6 месяцев 2018 года увеличилась на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составила 265 822 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 215 969 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока. На динамику показателя оказало влияние увеличение доходных ставок, прежде всего, на международных направлениях на фоне ослабления курса рубля к евро и соответствующей корректировки валютных доходов.

Выручка от чартерных перевозок увеличилась на 32,3%, до 16 383 млн руб., в том числе в связи с продолжающимся развитием чартерной программы авиакомпании "Россия".

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 13,9%, до 8 178 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 10,6%.

Прочая выручка снизилась на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до
25 292 млн руб., что в том числе обусловлено снижением объемов заправки топлива и обслуживания сторонних авиакомпаний, а также внедрением нового стандарта IFRS 15, повлиявшим на классификации сервисных сборов за внесение изменений в бронирование между прочей и регулярной выручкой.

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное2К 20182К 2017Изм.6М 20186М 2017Изм.
Обслуживание воздушных судов и пассажиров26 726 24 807 7,7%48 634 45 961 5,8%
Расходы на оплату труда20 255 19 736 2,6%41 659 38 324 8,7%
Расходы по операционной аренде21 242 15 776 34,6%39 741 30 654 29,6%
Техническое обслуживание воздушных судов11 790 7 503 57,1%20 259 15 682 29,2%
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы7 918 8 336 (5,0%)14 078 14 507 (3,0%)
Амортизация и таможенные пошлины3 037 3 906 (22,2%)6 901 7 706 (10,4%)
Прочие расходы7 752 10 248 (24,4%)16 944 18 112 (6,4%)
Операционные расходы за искл. авиационного топлива98 720 90 312 9,3%188 216 170 946 10,1%
Расходы на авиационное топливо43 843 28 790 52,3%77 885 56 217 38,5%
Операционные расходы итого142 563 119 102 19,7%266 101 227 163 17,1%

Расходы на авиационное топливо за 6 месяцев 2018 года увеличились на 38,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 77 885 млн руб. Рост расходов обусловлен повышением средних цен на авиатопливо в рублях почти на 30,0% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на фоне динамики стоимости нефти, а также увеличением объема перевозок и налета часов.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 188 216 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 48 634 млн руб., увеличившись на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов. Оптимизация расходов на сервис сдержала рост данной статьи расходов.

Расходы на оплату труда выросли на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 41 659 млн руб., в связи с повышением заработной платы командиров воздушных судов с начала 2018 года, а также увеличением численности персонала, сопровождающим рост и развитие Группы.

Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 39 741 млн руб., увеличившись на 29,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что обусловлено в основном значительным расширением парка воздушных судов (чистое увеличение количества воздушных судов в операционной аренде составило 59 самолетов или 23,7% по сравнению с 30 июня 2017 года), а также ростом ставок LIBOR за 6 месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в частности средняя трехмесячная ставка LIBOR увеличилась на 1,0 п.п. До 2,13%).

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 29,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 20 259 млн руб. Влияние на данную статью расходов оказало увеличение объема текущих работ по ремонту, обусловленное расширением парка воздушных судов и разным составом проводимых периодических ремонтов в сравниваемых периодах, а также рост расходов на ремонты, связанных с повышением требований к качеству продукта.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы снизились на 3,0% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, до 14 078 млн руб., что связано с запуском программы по оптимизации затрат.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины снизились на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 6 901 млн руб., что связано с пересмотром планов по эксплуатации основных средств и увеличением расчетного срока службы, а также с уменьшением количества самолетов в финансовом лизинге.

Прочие расходы снизились на 6,4%, до 16 944 млн руб., что обусловлено уменьшением резервов на периодическое техническое обслуживание и ремонт воздушных судов.

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации и операционного лизинга (EBITDAR) составил 46 363 млн руб. при рентабельности 17,4%.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное2К 20182К 2017Изм.6М 20186М 2017Изм.
Прибыль / (убыток) от операционной деятельности11 317 12 633 (10,4%)(279) 7 697 -
(Убыток) / прибыль от инвестиций, нетто(108) (13) -107 (70) -
Финансовые доходы1 242 2 812 (55,8%)2 124 4 783 (55,6%)
Финансовые расходы(2 436) (2 121) 14,9%(4 369) (4 159) 5,0%
Реализация результата хеджирования(1 691) (1 357) 24,6%(2 984) (2 748) 8,6%
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий45 45 -43 34 26,5%
Прибыль / (убыток) до налогообложения8 369 11 999 (30,3%)(5 358) 5 537 -
Налог на прибыль(2 054) (3 770) (45,5%)130 (2 647) -
Прибыль / (убыток) за период6 315 8 229 (23,3%)(5 228) 2 890 -

Финансовые доходы за 6 месяцев 2018 года снизились на 55,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2 124 млн руб., что отражает уменьшение прибыли от курсовых разниц, а также общий тренд по снижению процентных ставок в российской экономике.

Финансовые расходы увеличились на 5,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 4 369 млн руб., что преимущественно связано с эффектом от курсовых разниц и признанием долгосрочных страховых депозитов по аренде воздушных судов по справедливой стоимости. Рост финансовых расходов был частично компенсирован уменьшением долга в течение 2017 года и соответствующим сокращением расходов по процентам по займам.

Убыток от реализации результата хеджирования составил 2 984 млн руб. и обусловлен реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.

Чистый убыток Группы "Аэрофлот" за 6 месяцев 2018 года составил 5 228 млн руб.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное30.06.201831.12.2017Изменение
Кредиты и займы3 5243 18110,8%
Финансовая аренда 92 632100 689(8,0%)
Пенсионные обязательства9439222,3%
Общий долг97 099104 792(7,3%)
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции97 75554 90978,0%
Чистый долг(656)49 883-
Чистый долг / EBITDA-0,9x-

Общий долг по состоянию на 30 июня 2018 года снизился на 7,3% по сравнению с показателем на 31 декабря 2017 года и составил 97 099 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано с уменьшением обязательств по финансовой аренде вследствие поэтапного вывода четырех воздушных судов и перевода нескольких воздушных судов в состав активов для перепродажи.

По состоянию на 30 июня 2018 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе "Аэрофлот" в крупнейших российских и международных банках, составлял 91,7 млрд руб....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка