О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лопасти пойдут под нож

Как стало известно "Ъ", в правительстве обсуждают "нефинансовые меры" для поддержки падающего производства "Вертолетов России" "Ростеха"

Как стало известно "Ъ", в правительстве обсуждают "нефинансовые меры" для поддержки падающего производства "Вертолетов России" "Ростеха". Речь идет о запрете на эксплуатацию старых машин, что может привести к массовому списанию советской техники. Но в отрасли опасаются, что финансовые сложности не позволят компаниям массово закупать новые вертолеты и государству придется поддерживать из бюджета уже перевозчиков.

Рабочая группа правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на 2019-2021 годы предложила Минпромторгу и Минтрансу стимулировать обновление парка вертолетов в РФ. Речь идет о "нефинансовых мерах", в том числе за счет изменения техрегламентов по эксплуатации.

В Минфине запрос "Ъ" направили в Минтранс, там заявили, что поручение прорабатывается. В Минпромторге поддерживают предложение, которое "позволит загрузить мощности предприятий, снизить число авиапроисшествий и повысить мобильность населения". Для снижения стоимости новой техники Минпромторг компенсирует ставки по кредитам лизинговых компаний и развивает послепродажное обслуживание воздушных судов. В "Вертолетах России" (входят в "Ростех") "Ъ" не ответили.

Вертолетные операторы официально комментировать вопрос не стали. Источник "Ъ" в одной из компаний предположил, что поручение связано с идей Объединенной авиастроительной корпорации и "Вертолетов России", озвученной год назад на авиационной коллегии при правительстве. Тогда, по словам собеседников "Ъ", предлагалось создать обширную программу замены устаревших Ми-8 и других пассажирских вертолетов, чтобы снизить число аварий и загрузить отечественных производителей. По итогам коллегии Минтрансу и Росавиации было предложено проработать ограничения на пассажирские перевозки вертолетами старше 25 лет. Источник "Ъ" считает, что тогда это было отложено, "иначе существенная часть парка, особенно Ми-8Т, выпала бы с рынка", в том числе вертолеты, работающие по подрядам ООН, а авиакомпании несли бы потери.

По данным "Авиатранспортного обозрения", в коммерческой авиации РФ 888 вертолетов (108 иностранных). Основу парка составляет семейство Ми-8 - 731 вертолет. По данным ГосНИИ ГА, крупнейший оператор Ми-8 (11,5% Ми-8Т и 22,5% всех модификаций Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ) - "ЮТэйр-Вертолетные услуги".

По расчетам Николая Осипова из ГосНИИ ГА, приведенным на прошлой неделе на круглом столе "Авиатранспортного обозрения", самый безопасный вертолет в мире - первоначальная модификация Ми-8Т, у которого на 300 тыс. часов налета приходится одно смертельное ранение. Безопасность более новых Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ ниже - 130-200 тыс. часов, что объясняется тем, что они в основном используются в сложных условиях за рубежом, в том числе по контрактам с ООН (там занято 20% таких вертолетов, и на них приходится половина происшествий с данными типами).

По словам источников "Ъ", близких к аппарату правительства, ограничение срока эксплуатации - самая радикальная мера, вынуждающая компании заказывать новые машины. Это позволит загрузить "Вертолеты России" и хотя бы частично снять социальную напряженность среди персонала, говорит один из них: "Вертолетный рынок стагнирует, сбывать продукцию все сложнее - из-за насыщения рынка, санкций и конкуренции". Выпуск вертолетов (в том числе военных) холдингом "Ростеха" падал с 290 машин в 2012 году до 189 - в 2016-м.

Но такие меры негативно воспримут авиакомпании, убежден топ-менеджер одного из вертолетостроительных предприятий: у многих нет денег на серийную закупку новых воздушных судов, начнутся массовые просьбы к правительству либо о послаблениях, либо о поддержке. Но в первом случае "Вертолеты России" недосчитаются заказов, во втором случае будет проблема с изысканием средств - "бюджет не резиновый", отмечает собеседник "Ъ".

Впрочем, аналогичные меры правительство уже применяло в 2015-2016 годах для стимулирования спроса на новые вагоны. На фоне избытка парка и стагнации грузоперевозок был введен запрет на эксплуатацию старых вагонов. В итоге в утиль ушло 220 тыс. единиц - шестая часть парка РФ, а в 2017 году пошли заказы на новые вагоны, но лишь после восстановления перевозок.

В Государственной транспортной лизинговой компании сообщили "Ъ", что об инициативе не знают, но "некоторые компании сами ограничивают сроки эксплуатации вертолетов: 25 лет для пассажирских, 30 лет - для грузовых, стимулируя спрос".

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов считает одной из существенных проблем приближение окончания назначенного ресурса вертолетов. "Значительная часть парка досталась эксплуатантам еще со времен СССР, поэтому в основном они не платят за владение техникой, а только за поддержание ее летной годности",- поясняет он. Поступление новой техники в парк потребует затрат на лизинг и перестройку бизнес-моделей предприятий, отметил эксперт. Без помощи государства придется существенно повысить стоимость услуг, что может привести к негативным последствиям на рынке, считает господин Борисов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка