Автор: Инна Деготькова
Опубликовано: 04.09.2018, 08:48
 

Цены на авиабилеты при онлайн-бронировании решила изменить ФАС

Эксперты предупредили о больших проблемах


[image]

До конца года Федеральная антимонопольная служба намерена внести изменения в алгоритмы ценообразования на авиабилеты в электронных системах резервирования, которыми пользуются авиакомпании. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, у ведомства большие претензии к зарубежным сервисам по продаже билетов, цены на которые оно считает заоблачными и экономически необоснованными. В то же время Минтранс РФ создает отечественную систему бронирования и при ее разработке может учесть предложения ФАС. По задумке антимонопольщиков, в будущем билеты должны стоить дешевле.

Руководитель ФАС не раз обрушивался с критикой на ценообразование авиабилетов. Артемьев еще в прошлом году обещал президенту Владимиру Путину разобраться, почему оставшиеся перед вылетом самолета билеты так дорого стоят. На днях служба объявила, что имеет большие претензии к подходам ценообразования у зарубежных дистрибутивных систем, в частности Sabre и Amadeus (к ним подключены все крупные перевозчики России). Теперь ведомство намерено исправить ситуацию.

"Мы разобрались вместе с российскими авиакомпаниями, как это происходит, и теперь полны решимости уже до конца этого года внести изменения в некоторые подходы ценообразования, которые сегодня диктуются этими системами", - заявил Артемьев.

Руководство российского представительства Amadeus, комментируя прошлогодние претензии ФАС, заявляло, что система вообще никак не участвует в ценообразовании и лишь распространяет билеты авиакомпаний, получая за это комиссионные, как любая касса. "Сервис агрегирует тарифы, которые предоставляют сами перевозчики, и не принимает никаких решений относительно уровня цен", - подчеркивали в Amadeus.

Тем временем Минтранс в июле разработал требования к новой российской системе онлайн-оформления воздушных перевозок и предложил утвердить их с 1 января 2020 года. В министерстве сообщили, что отечественные системы будут взаимодействовать с глобальными аналогами, обеспечивая суверенитет при выполнении внутренних воздушных перевозок и защиту данных российских пассажиров. Впрочем, в России уже существует отечественная система онлайн-резервирования билетов "Сирена-трэвел". Она была создана еще во времена СССР и модернизирована с учетом новых технологий, правда, из крупных перевозчиков ею пользуется только авиакомпания "Ютэйр". В этой системе работают те же экономические принципы ценообразования, как и в зарубежных аналогах.

"Эти алгоритмы образования цен имеют рыночную основу и глубокую экономическую природу, они отработаны годами, доведены до мелочей и успешно работают в коммерческих перевозках. Простыми словами, они сводятся к динамическому ценообразованию, - поясняет "МК" директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин. - Домохозяйка, которая знает график отпусков своей семьи, покупает билеты на 180 дней вперед, и компания дает ей большую скидку, потому что за счет ранних пассажиров получает свободные средства в оборот. Компенсируется эта скидка за счет покупателей билетов "последнего часа", чаще всего среди них оказываются люди, которым цена билета не так важна, им нужно срочно улететь".

Именно этот подход и не устраивал ФАС, продолжает Блинкин. "Артемьев предлагал непроданные перед вылетом билеты реализовывать по дешевке. Но при таком подходе вся тонкая экономика терпит крах: дорогие билеты сдадут, все пассажиры будут ждать дешевых билетов, что сильно ударит по всему авиационному рынку. Это крайне контрпродуктивно", - заявляет наш собеседник.

Как уживутся действующие рыночные механизмы и предложения ФАС по регулированию цен в новой отечественной системе резервирования билетов, пока непонятно. "Но ясно, что решение будет приниматься на высшем уровне. Тут и будет видно, чье лобби сильнее - ФАС или авиационного бизнеса, который еще нужно будет заставить подключиться к невыгодной для них системе", - заключил Блинкин.

 

Дайджест прессы за 4 сентября 2018 года | Дайджест публикаций за 4 сентября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости