Автор: Юрий Грудинин
Опубликовано: 04.09.2018, 13:18
 

Модернизация производства - основа развития авиастроения


[image]

В начале прошедшего XX века, когда в жизнь человечества стремительно ворвалось новое направление развития техники - авиация, породнился с ней и город Таганрог, ставший со временем одним из центров авиационной промышленности и науки нашей страны.

История авиастроения Таганрога начинается 30 сентября 1916 г., когда была сделана запись о продаже участка городской земли для устройства здесь аэропланного завода акционерного общества "Воздухоплавания В.А. Лебедев и К.".

В январе 1920 г. завод был национализирован и получил наименование Государственный авиационный завод ГАЗ № 10 "Лебедь". 4 июля 1925 г. принято решение Правительства о развитии завода как крупнейшего самолетостроительного предприятия на юге страны. В декабре 1927 г. предприятие получает наименование завод № 31, ставшее впоследствии ОАО "Таганрогская авиация". 1 октября 1934 г. при авиационном заводе № 31 организовано Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения. Возглавил его инженер Георгий Михайлович Бериев, назначенный главным конструктором. Направлением деятельности конструкторского бюро стало создание отечественных морских самолетов. 9 февраля 1946 г. конструкторское бюро преобразовано в государственный союзный опытный завод морского самолетостроения. 6 декабря 1989 г. Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу (ТАНТК) присвоено имя Георгия Михайловича Бериева.

Новым импульсом развития нашего предприятия стало его вхождение в Объединенную авиастроительную корпорацию в 2006 г. в процессе консолидации авиастроительных активов. В 2011 г. прошла реорганизация ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" в форме присоединения к нему серийного авиационного завода ОАО "ТАВИА".

Безусловно, работа в контуре Корпорации является определяющим для развития ТАНТК в плане реконструкции, технического перевооружения и внедрения новейших технологий. Хотел бы отметить, что объем инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение производства за последние два года составил порядка 500 млн рублей, что позволило предприятию ввести в действие 69 единиц нового оборудования.

В 2016 г. на ТАНТК освоено производство модернизированных самолетов Бе-200ЧС в интересах российских и зарубежных заказчиков. Для освоения и наращивания объемов выпуска продукции проведена глубокая модернизация производственных мощностей: создано новое высокотехнологичное производство, закуплено оборудование, модернизированы технологические линии и цеха, набран и обучен персонал.

Кроме того, предприятию была предоставлена бюджетная субсидия в размере 3,5 млрд рублей с целью снижения долговой нагрузки, обеспечения финансовой устойчивости и дальнейшего развития. Это позволило "ТАНТК им. Г.М. Бериева" буквально в течение года выйти на ритмичную серийную работу, а в перспективе - обеспечить прибыльность и рентабельность производства.

На предприятии активно ведется работа по ремонту цехов, особое внимание уделяется улучшению санитарно-бытовых условий производственного персонала. В перспективе все цеха будут капитально отремонтированы и модернизированы.

Уникальность ТАНТК, на мой взгляд, заключается в том, что на одной территории функционируют конструкторское бюро, производство, ремонт и сервисное обслуживание авиационной техники. Мы внедрили на предприятии систему полного цифрового описания изделий и автоматизированной технологической подготовки производства, тем самым, обеспечив их оптимальное взаимодействие.

В апреле 2011 года ТАНТК им. Г.М. Бериева и "Таганрогская авиация" (ТАВИА) объединились в единое предприятие. Это объединение позволило сохранить и развивать имеющийся научно-производственный потенциал обоих предприятий, сократить непроизводственные расходы, облегчить и удешевить серийное производство, модернизацию и ремонт разработанных и выпускавшихся в Таганроге самолетов-амфибий и специальных авиационных комплексов.

Сегодня наше объединенное предприятие - одно из крупных и современных авиастроительных заводов России, а производственная программа - одна из самых больших в авиастроительной отрасли России.

Серийное производство и продажи самолетов-амфибий Бе-200 в настоящее время являются одним из приоритетных направлений деятельности ТАНТК им. Г.М. Бериева в рамках Объединенной авиастроительной корпорации. Сейчас у программы Бе-200 открываются хорошие перспективы.

Новые самолеты-амфибии построены в рамках государственного контракта на поставку МЧС России шести Бе-200ЧС таганрогской сборки. На основе опыта эксплуатации имеющихся Бе-200ЧС в МЧС России и в соответствии с требованиями заказчиков, в конструкцию новых Бе-200 таганрогской постройки внесены существенные изменения. Так, практически полностью обновлено бортовое оборудование амфибии, серьезные изменения внесены в конструкцию планера, которая была усилена и приведена к требованиям серийного производства.

Со временем будет меняться и облик самого Бе-200. В перспективе мы видим пути его развития в проведении весовой оптимизации планера и систем, ремоторизации машины, модернизации бортового оборудования. Это в совокупности позволит улучшить летно-технические и эксплуатационные характеристики самолета.

Следует отметить, что, несмотря на загруженность производства уже имеющимися заказами, ТАНТК продолжает расширять портфель заказов и географию поставок. При этом важным конкурентным преимуществом Бе-200ЧС является тот факт, что российская машина уже прошла процедуры сертификации.

В 2003 г. самолет Бе-200ЧС был сертифицирован Авиационным регистром МАК по нормам АП-25. В 2007 г. было получено дополнение к Сертификату типа, позволяющее использовать Бе-200ЧС для перевозки 43 пассажиров на маршрутах средней протяженности при базировании как на аэродромах, так и на воде. Наконец, в 2010 г. получен европейский Сертификат типа (EASA).

Бе-200 - это крайне необходимый и востребованный самолет, что подтвердили успешный опыт его эксплуатации и неоднократное использование во время чрезвычайных ситуаций в России и за границей - в Греции, Португалии, Франции. Нашим самолетом интересуются на всех континентах: в Аргентине, США, Таиланде, Индонезии, Чили и Португалии.

Сейчас Бе-200ЧС стоит на боевом дежурстве в различных регионах России и выполняет плановые задачи по тушению возникающих лесных пожаров. По отзывам летного состава, амфибия показывает себя достаточно эффективно.

В последние годы руководством предприятия установлены прочные деловые контакты с Министерством обороны Российской Федерации. В этом контексте важным и традиционным направлением деятельности ТАНТК им. Г.М. Бериева, кроме работ в области гидроавиастроения, является создание специальных авиационных комплексов различного назначения. Наиболее приоритетны в данном сегменте - работы по созданию современных систем радиолокационного дозора и наведения.

В настоящее время ТАНТК им. Г.М. Бериева совместно с ОАО "Концерн радиостроения "Вега" продолжает работы по модернизации и сопровождению эксплуатации авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения А-50, находящихся в строю ВВС РФ.

Новая модификация комплекса А-50У имеет улучшенные характеристики радиотехнического комплекса, при этом сам РТК значительно облегчен за счет перехода на новую элементную базу. Существенно улучшены условия работы членов экипажа А-50У.

Также совместно с Концерном радиостроения "Вега" ведется разработка многофункционального авиационного комплекса дальнего радиолокационного дозора и наведения нового поколения А-100, для наземных и летных испытаний отдельных элементов которого создана летающая лаборатория А-100ЛЛ.

Еще одна важная составляющая деятельности предприятия - капитальный ремонт и модернизация самолетов Ту-142М авиации ВМФ России и Ту-95МС Дальней авиации российских ВКС.

В заключение хотел бы сказать, что у меня нет сомнений, что гидроавиации принадлежит своя важная ниша на мировом авиационном рынке. Это позволяет с учетом достигнутого сегодня научно-технического потенциала отечественного гидросамолетостроения прогнозировать интенсивное развитие, широкое и эффективное применение гидроавиации. Россия способна по-прежнему быть "законодателем мод" в этой области авиационной техники. И это в значительной степени связано тем, что, наряду с модернизацией производства для увеличения объемы выпуска авиационной техники, на ТАНТК им. Г.М. Бериева не только сохранена, но и успешно развивается уникальная отечественная конструкторская школа, занимающая сегодня ведущее место в мире в сфере создания самолетов-амфибий и самолетов специального назначения.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 сентября 2018 года | Дайджест публикаций за 4 сентября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости