Автор: Екатерина Стихина
Опубликовано: 05.09.2018, 11:30
 

10 лет рейсу Екатеринбург - Хельсинки. Как пережить два кризиса - Мария Ануфриева, Finnair


[image]

"Мы ощутили сокращение спроса и были вынуждены сокращать стоимость билетов. Возможно, это стало определяющим для других игроков в их решении отказаться от ряда направлений. Мы же предпочли подождать".

Европейский авиаперевозчик Finnair запустил рейс из столицы Финляндии в Екатеринбург десять лет назад, осенью 2008 г. - накануне большого экономического кризиса, однако смог пережить и ту турбулентность, и нестабильность 2014 г., когда аэропорт Кольцово вынужденно покинули немецкая Lufthansa и итальянская Alitalia. Глава российского представительства Finnair Мария Ануфриева рассказала DK.RU, как перевозчику удалось оптимизировать издержки и сохранить рейс при упавшем спросе. А также что ждет екатеринбургское направление в обозримой перспективе.

- Во время кризиса-2014 из Кольцово ушли ряд игроков, включая Lufthansa и Alitalia. За счет чего Finnair удалось не пойти по их стопам? В целом как экономическая нестабильность сказалась на работе компании?

- Когда происходят такие экономические процессы, которые сильно влияют на спрос, - а именно это мы наблюдали в 2014 г. на фоне существенного роста курсов валют - рынок авиаперевозок не может этого не чувствовать. Тогда рублевые цены на авиабилеты и вообще отдых в Европе стали восприниматься многими людьми как дорогостоящее мероприятие. Конечно, мы ощутили уменьшение спроса. И были вынуждены сокращать стоимость билетов в европейской валюте - чтобы не задирать цену в рублях в полтора раза. Эти факторы, возможно, стали определяющими для других перевозчиков в их решении отказаться от ряда направлений. Мы же предпочли подождать. Применили опцию, которая оказалась весьма действенной: изменили тип самолета, который летает в Екатеринбург - уменьшили его. Поставили на это направление Embraer, что позволило сократить количество кресел до ста, но сохранить число рейсов - для авиакомпании это тоже очень важно. И смогли сохранить перевозку, практически не изменяя ее.

- После кризиса отыграли ситуацию обратно?

- На данный момент мы оставили этот тип самолета, потому что на екатеринбургском направлении он очень себя оправдывает и обеспечивает нам отличную загрузку рейсов. У нас четыре перелета Екатеринбург - Хельсинки в неделю в летнем расписании и три в зимнем. Это очень стабильный продукт, который нас вполне устраивает на этом маршруте.

- На сегодня какова обстановка на рынке авиаперевозок в Екатеринбурге? В последнее время российскую авиасферу сильно "трясло" (банкротства "Трансаэро", АК "Татарстан", "Ак Барс Аэро", остановка деятельности "ВИМ-Авиа", "КД Авиа", авиакомпания "Кубань", "КрасЭйр" и т. д.). Насколько изменились расклад сил и ситуация? Произошедшее вам на руку?

- Одни игроки уходят с рынка, другие наращивают объемы своих перевозок - это естественный процесс. Екатеринбург при этом остается очень конкурентным рынком: здесь активно действует национальный перевозчик - у "Аэрофлота" до семи рейсов в день. Другие отечественные игроки, например, "Уральские авиалинии", тоже плотно работают. В Кольцово есть и иностранные перевозчики. Но мы себя очень комфортно чувствуем при такой конкуренции, потому что находим своего пассажира - даже на тех направлениях, где действуют прямые перевозчики, например, Прага. Это одно из самых популярных направлений и на наших рейсах.

За 10 лет работы в Екатеринбурге у нас образовалась довольно большая группа лояльных пассажиров, которые знают, как мы летаем, понимают наш подход к безопасности полетов, качеству и пунктуальности. В целом этот год для нас положительный в плане динамики - она, возможно, во многом обеспечена ростом за счет Москвы и Санкт-Петербурга, где мы существенно увеличили объем перевозок. Но, в общем, конкурентный рынок - что в столицах, что в регионах - хорош и для пассажиров, и для авиакомпании, потому что позволяет оставаться в тонусе.

- Как формируется ценовая политика компании - исходя из чего создаются тарифы по направлениям, за счет чего перевозчик может оптимизировать стоимость билетов?

- Ценообразование в авиакомпаниях - это огромная внутренняя работа, которая проводится, чтобы обеспечивать максимальное количество пассажиров и максимальную прибыль от каждого рейса. И мы понимаем: для нас очень важно сохранить конкурентность тарифов. Поэтому тарифная сетка, которая существует, позволяет нам гибко подходить к процессу ценообразования. Самые дешевые билеты мы сейчас предлагаем по безбагажным тарифам Эконом LIGHT - в их стоимость включена только ручная кладь. Они оптимальны для пассажиров, которые прежде всего фокусируются на цене. Также есть предложения для разных категорий путешественников - более дорогие билеты, которые позволяют изменять дату рейса, аннулировать со штрафом. Плюс в них точно включен багаж. Тарифная сетка и классы тарифов - это то, что позволяет авиакомпаниям привлекать пассажиров на разные варианты перелетов, от самых дешевых до бизнес-класса.

- У всех игроков в этом плане фишки похожие? Здесь сложно придумать что-то уникальное?

- Да, многие перевозчики похожи - строят свою систему ценообразования по тарифным классам, потому что на сегодня это наиболее эффективная схема работы. Также у нас, как у других авиакомпаний, бывают специальные предложения, когда мы делаем выгодные цены на билеты на определенный ограниченный период времени. Сейчас, например, действует ряд спецпредложений на некоторые европейские направления из Екатеринбурга - они приурочены к юбилею рейса в Хельсинки и будут актуальны до 16 сентября 2018 г.

- Каковы популярные направления из Екатеринбурга сегодня - куда летают жители города?

- Наше расписание составлено такие образом, что мы предлагаем удобные стыковки для жителей Екатеринбурга по направлениям в Европу. Поэтому примерно 90% наших перелетов из уральского мегаполиса - это рейсы по нашей европейской сети. Из них порядка 30% - это Финляндия, остальное по другим городам ЕС. Самые популярные направления стабильны из года в год - Прага, Париж, Будапешт, Мюнхен.

- Каков портрет пассажира, вылетающего из Кольцово, - какие категории пассажиров преобладают на рейсах компании?

- Если брать Россию в целом, можно сказать, что больше половины тех, кто бронирует авиабилеты - женщины. Возраст пассажиров средний - 35-45 лет. По сравнению с другими европейскими странами, у нас совсем немного пожилых людей, которые самостоятельно занимаются бронированием билетов. Что касается пассажиров, вылетающих из Екатеринбурга, мы думаем, что портрет таков: это индивидуальный путешественник, который сам мониторит билеты на сайтах и оценивает не только стоимость, хотя и выбирает оптимальную, но и удобство стыковок и репутацию перевозчика.

- Если сравнить Екатеринбург с другими региональными городами, в которые летает Finnair, заметны ли какие-то особенности?

- Если говорить о самых популярных направлениях, они похожи - это Европа. И тоже превалируют индивидуальные туристы. С точки зрения количества пассажиров лидирует екатеринбургское направление. Самара и Казань у нас сезонные - на зиму мы останавливаем там полетные программы.

- Как компания отработала прошедший футбольный чемпионат мира? Насколько изменился трафик в Екатеринбург?

- Число иностранных пассажиров на наших рейсах в города России, где проходили матчи, выросло значительно - и в Москву, и в Санкт-Петербург, и в Самару, и в Казань, и в Екатеринбург. По всем направлениям мы видели увеличение количества зарубежных туристов примерно на 70%. На время чемпионата мира мы изменяли тип самолета на рейсах в Екатеринбург, чтобы обеспечить нужное количество кресел, рост фиксировался на уровне 18%.

- Екатеринбург претендует на право проведения всемирной выставки ЭКСПО-2025. Если получится, как компания изменит работу на этом направлении?

- Для нас это не будет чем-то чрезвычайным - в прошлом году мы открывали рейс по маршруту Хельсинки - Астана именно под выставку ЭКСПО. И видели большой интерес к этому мероприятию со стороны иностранных делегаций, бизнес-партнеров. Хотя мне кажется, что прежде всего ЭКСПО - это хорошая возможность для внутреннего туризма. Выставка станет большим стимулом для жителей других городов страны, чтобы приехать в Екатеринбург. Со стороны иностранных туристов, бизнес-делегаций, безусловно, тоже, будет спрос.

- Каковы планы на работу по екатеринбургскому направлению на обозримую перспективу?

- У нас довольно стабильная ситуация здесь, мы ею очень довольны и менять существующую схему пока не планируем. При этом усиливаем работу с туристическими агентствами, чтобы больше рассказывать туристам о том, какие у нас есть направления. В этом плане нам есть куда расти.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 сентября 2018 года | Дайджест публикаций за 5 сентября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Деловой квартал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости