О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"У нас нет конкурентов": на что способны российские самолеты-амфибии

В России будет возрожден проект самого крупного в мире самолета-амфибии А-40 "Альбатрос"

В России будет возрожден проект самого крупного в мире самолета-амфибии А-40 "Альбатрос" (Бе-42). Об этом рассказал RT генеральный конструктор ПАО "ТАНТК имени Бериева" Юрий Грудинин на проходящей в Геленджике выставке "Гидроавиасалон-2018". По его словам, взлетная масса машины составит 93 тонны, дальность полета - 11 тыс. км без дозаправки. Также, сообщил топ-менеджер, компания рассчитывает на коммерческий успех других амфибий - Бе-200, Бе-103, Бе-112 и Бе-114. Большой интерес к продукции ОКБ Бериева проявляют не только российские, но и иностранные заказчики из Азиатско-Тихоокеанского региона. Чем уникальны российские самолеты-амфибии, выяснял RT.

Генеральный конструктор ПАО "ТАНТК имени Бериева" Юрий Грудинин рассказал RT о ходе работ по восстановлению производства крупнейшего в мире самолета-амфибии А-40 "Альбатрос" (Бе-42). Топ-менеджер сообщил, что 93-тонная машина получит обновленное крыло и турбовентиляторный двигатель ПД-14 с тягой от 9 до 18 тонн. В ближайших планах предприятия - довести "Альбатрос" "до летной годности".

"Мы сейчас прорабатываем дальнейшую ремоторизацию данного самолета. Планируем установить на машине новой постройки двигатель ПД-14. Также улучшаем качество крыла. Мы уже провели эскизное проектирование и получили дальность - 11 тыс. километров без дозаправки", - заявил Грудинин корреспонденту RT на проходящей в Геленджике выставке "Гидроавиасалон-2018".

А-40 (Бе-42) - нереализованный из-за распада СССР проект противолодочного самолета-амфибии для замены Бе-12 "Чайка", которая производилась до 1973 года. В 1990 году "Альбатрос" был принят на вооружение, но в войска так и не поступил. А-40 может оснащаться гидроакустическими буями, минами, бомбами, торпедами и ракетами.

В беседе с RT один из участников выставки, исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, отметил, что А-40 станет патрульным самолетом дальней морской зоны. Также в зависимости от установленного оборудования амфибия сможет выполнять поисково-спасательные операции и даже проводить геологическую разведку.

"Сейчас проводится модернизация планера и крыла "Альбатроса". Правильным решением является и установка ПД-14. После завершения этих работ самолет потребуется оснастить современным вооружением, которое способно обнаруживать и уничтожать подлодки противника. При дальности полета в 11 тыс. километров возможности машины будут чрезвычайно велики", - пояснил Пантелеев.

Не имеет аналогов мире

Технологический задел, созданный в рамках проекта Бе-42, не пропал даром и был реализован при разработке в 1990-х годах многоцелевого самолета-амфибии Бе-200 "Альтаир" взлетной массой 43 тонны. Эта машина активно используется МЧС России для тушения лесных пожаров. Кроме того, ее функционал позволяет проводить поисково-спасательные операции, нести патрулирование прибрежных экономических зон, перевозить пассажиров и различные грузы в труднодоступные районы.

По некоторым характеристикам "Альтаир" не имеет аналогов в мире. Например, самолет ОКБ Бериева может бороться с пожарами в горной местности. В течение 15 секунд машина способна наполнить баки 12 тоннами воды, глиссируя на скорости 150-190 км/ч.

Современное тепловизионное и навигационное оборудование позволяет Бе-200 выполнять свою миссию и в темное время суток, и в условиях густой задымленности. Амфибия прекрасно проявила себя при тушении пожаров не только в российской Сибири, но и в Португалии, Греции и других европейских странах. Заложенные в "Альтаире" технологические инновации позволяют использовать самолет в течение 50 лет с учетом ремоторизации.

"ТАНТК имени Бериева" уделяет большое внимание продвижению самолета на отечественном и зарубежном рынках. Заказчик может приобрести амфибию в комплектации с российско-французским турбовентиляторным двигателем SаM-146 (производится в Рыбинске на ПАО "ОДК-Сатурн") или с украинским Д-436ТП (АО "Мотор-Сич"). В беседе с RT Грудинин подчеркнул, что не видит угроз разрыва сотрудничества с иностранными производителями силовых установок.

Топ-менеджер сообщил, что "ТАНТК имени Бериева" ведет переговоры о поставках "Альтаира" странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Первый твердый экспортный контракт будет заключен с Китаем уже в ближайшие месяцы. Он предполагает продажу Пекину четырех самолетов. В перспективе Грудинин не исключает подписания соглашений с Индонезий, Таиландом и Австралией. До конца 2018 года три единицы Бе-200 должно приобрести Минобороны РФ.

По словам генерального конструктора "ТАНТК имени Бериева", предприятие вышло "на нормальный темп" производства - четыре самолета (Бе-200) в год. Однако стапельная станция позволяет выпускать до восьми самолетов в год. "Если потребуется больше, мы готовы дублировать стапельную оснастку и делать до 20 самолетов", - отметил Грудинин.

"Мы единственная российская компания, которая предлагает самолет с двумя двигателями (речь идет о Бе-200. - RT)... В мире у нас нет конкурентов. В Канаде производство подобных самолетов закрыли. Амфибии есть у японцев, но они выполняют патрульные функции и не используются для тушения пожаров", - пояснил топ-менеджер.

"Уникальные машины"

Ровесником Бе-200 является легкий многоцелевой самолет Бе-103. Машина обладает чрезвычайно широким функционалом. Она может использоваться для пассажирских и грузовых перевозок, а также для патрулирования прибрежных районов. Максимальная взлетная масса амфибии составляет 2330 кг, крейсерская скорость - 180-210 км/ч, дальность - 1070 км.

На Бе-103 установлены поршневые оппозитные шестицилиндровые двигатели воздушного охлаждения IO-360ES4 американской Teledyne Continental Motors. В 2000-х годах предприятие рассчитывало на сбыт амфибий в Северной Америке. В итоге США купили только три единицы. На сегодняшний день "ТАНТК имени Бериева" ориентируется на партнерство с Китаем.

"В настоящее время мы подписали с китайской стороной контракт на лицензионную сборку 350 самолетов, но планируем довести это количество до 1000 машин. Сейчас в Китае эксплуатируется три самолета комсомольской сборки (речь идет об авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. - RT)", - рассказал Юрий Грудинин.

Также КНР может стать инвестором в проектах новейших самолетов среднего класса Бе-112 и Бе-114. Машины имеют схожие тактико-технические характеристики. Обе предназначены для грузопассажирских перевозок, выполнения туристических маршрутов и специальных рейсов.

"Самолеты Бе-103, Бе-112 и Бе-114 - это, безусловно, уникальные машины. Например, у Бе-103 современная оригинальная компоновка, самолет для своего класса обладает прекрасной мореходностью. Его конкурентоспособность на международном рынке поддерживает хорошо зарекомендовавший себя американский двигатель", - подчеркнул Олег Пантелеев.

Кроме того, эксперт положительно оценивает рыночные перспективы Бе-200. По его словам, в целом "ТАНТК имени Бериева" преодолел проблемы, которые мешали развернуть серийное производство этой амфибии, и устранил большинство недостатков, которые выявило Европейское агентство по безопасности полетов (EASA).

"Достаточно сказать, что Бе-200 - единственный в мире реактивный самолет-амфибия, который выпускается серийно. Это незаменимая машина для эффективного тушения пожаров и проведения спасательных операций. Учитывая рост числа катаклизмов в мире, спрос на Бе-200 будет увеличиваться, в том числе и на Западе", - резюмировал Пантелеев....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка