О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" арендует 100 самолетов SSJ100. Это несет риски для компании

Операционная эффективность SSJ100 очень низкая по сравнению с другими самолетами из-за регулярных поломок и длительного ремонта. Сделка потребует обратного выкупа акций у несогласных с ней акционеров, полагают эксперты

"Аэрофлот" планирует заказать у компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС; входит в государственный холдинг "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАК) 100 самолетов Sukhoi Super Jet 100 (ближнемагистральные самолеты c 87 местами в двухклассовой компоновке), пишут "Ведомости". Контракт должен быть подписан сегодня. Общая стоимость 100 самолетов SSJ100 превышает $3 млрд, но компания получит их постепенно (график пока не объявлен) с использованием финансового лизинга, и, следовательно, фактическая цена контракта может быть ниже.

Новые самолеты будут использоваться для развития российских региональных хабов. Стратегия "Аэрофлота" в отношении региональной экспансии, включая новые города, которые станут новыми хабами для перевозчика, пока не объявлена.

По мере заключения сделки с "Гражданскими самолетами Сухого" доля самолетов российского производства в авиапарке "Аэрофлота" вырастет. Сейчас она составляет около 14%. Аэрофлот — крупнейший эксплуатант самолетов SSJ100. В начале сентября прошлого года холдинг получил в эксплуатацию 49-й самолет этого типа.

Что повлечет за собой сделка

Хотя окончательных деталей контракта пока не представлено, новость произвела на аналитиков "Атона" негативное впечатление. Сейчас компания эксплуатирует 50 самолетов SSJ, и их операционная эффективность очень низкая по сравнению с другими самолетами из-за регулярных поломок и длительного ремонта. Средний полет SSJ в день составляет всего 3-4 часа по сравнению с 8-9 для Airbus и Boeings. Таким образом, аналитики "Атона" видят риск того, что новые самолеты могут снизить финансовую и операционную эффективность компании в перспективе.

Тем не менее пока слишком рано делать окончательные выводы о том, как контракт и региональная экспансия компании будут влиять на его рентабельность. Как объясняют аналитики "Атона", SSJ действительно лучше подходят для региональных рейсов, а не для полетов из Москвы, а часть новых SSJ может заменить старые самолеты. Эти факторы могут заставить посмотреть на эту новость немного под другим углом. Аналитики "Атона" ожидают роста обыкновенных акций компании на Московской бирже на 49% к текущей цене, до 161 руб. за штуку, и рекомендуют покупать компании.

Аналитики "Уралсиба" считают новость нейтральной для акций компании, но поставили рекомендацию по ним на пересмотр. По их мнению, сделка скорее всего потребует обратного выкупа акций у несогласных с ней акционеров. Летом прошлого года "Аэрофлот" выкупил акции в связи с крупной сделкой по приобретению в операционную аренду новых самолетов российского производства МС-21.

Безотносительно сделки дела у компании идут неплохо

На прошлой неделе "Аэрофлот" отчитался о росте финансовых показателей по МСФО за II квартал. Результаты превзошли ожидания аналитиков. Несмотря на стремительный рост затрат на топливо (+52% год к году из-за роста цен на нефть и ослабления рубля к доллару), авиакомпания успешно контролировала прочие затраты (+9.3%), а ставки доходности выросли больше, чем ожидалось. Соответственно, EBITDA снизилась всего на 13% год к году до 6.6 млрд руб., что является хорошим результатом, объясняют аналитики "Финама".

С их точки зрения, опубликованные цифры указывают на то, что затраты во II полугодии должны остаться под контролем, при этом соответствующие финансовые показатели должны быть неплохими по сравнению с текущим консенсус-прогнозом Bloomberg. Показатели за III квартал по МСФО являются сезонно наиболее сильными и могут стать катализатором роста акций.

Свободный денежный поток "Аэрофлота" остается устойчивым, несмотря на то, что в первом полугодии он сократился до 30 млрд руб. с 42 млрд руб. годом ранее. Положительный вклад внесли разовые факторы, включая сезонные положительные изменения в оборотном капитале перед высоким летним сезоном и возврат предоплат за поставку новых самолетов. В результате общий валовый долг компании снизился с начала года на 7%, а чистый долг оказался близким к нулю.

"Финам" ожидал более высоких результатов из-за более оптимистичных допущений, более низкой цены на нефть и более сильного рубля. Рост цен на нефть и слабый рубль привели к инфляции затрат и давлению на финансовые показатели. Поэтому "Финам" понизил свои прогнозы, чтобы отризить текущие рыночные тренды, и понизил целевую цену на ближайший год. При этом инвесткомпания сохранила прогноз "покупать".

Финансовые показатели "Аэрофлота" чувствительны к даже незначительным изменениям в макроэкономической среде из-за высокой долговой нагрузки (10x, включая операционный лизинг) и низкой рентабельности. Колебания цен на нефть и курса доллара могут заметно повлиять на финансовые показатели, объясняют эксперты из "Финама". В числе других рисков ограниченная способность увеличивать ставки доходности из-за высокой конкуренции. Кроме того, "Аэрофлот" как госкомпания в некоторой степени подвержена политическим рискам....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка