Автор: Валерий Агеев
Опубликовано: 11.09.2018, 11:10
 

Россия показала один из уникальных самолетов


[image]

В Геленджике завершила свою работу 12-я Международная выставка и научная конференция по гидроавиации "Гидроавиасалон-2018". Нынешний салон может похвастаться рекордными показателями: это 203 компании-участницы, самая масштабная деловая программа, а также крупные сделки на поставку более чем 180 самолетов и вертолетов.

Мероприятие 2018 года не имело аналогов и по числу новаций в деловой программе - впервые дискуссии экспертов охватили темы цифровизации и роботизации, создания и применения беспилотных авиационных систем.

Непревзойденная звезда 

На первый и непрофессиональный взгляд не совсем понятно, зачем в России уделять столько внимания гидроавиации. Казалось бы, будучи классической континентальной державой, омываемой с севера холодным Ледовитым океаном, РФ не должна испытывать излишней потребности в самолетах, способных взлетать и садиться на водную поверхность.

Однако именно Россия смогла создать, пожалуй, самый знаменитый и самый востребованный в мире гидросамолет. Востребованный потому, что одним из его главных предназначений является тушение лесных и других пространственных пожаров, ставших настоящим бичом для целого ряда стран Европы и мира.

Их масштабы и наносимые ими материальные потери всегда были очень огромными. Убытки, причиненные мировой экономике экстремальными погодными явлениями - наводнениями, землетрясениями, ураганами и пожарами, достигают 160 млрд долларов в год. И пожары вносят свою значительную лепту в эту цифру.

Ежегодно летом горят леса во Франции, Греции, Испании, Турции. Затем пожары начинаются в Африке, Бразилии, Аргентине, Чили, Австралии… Европарламент ежегодно выделяет 1 млрд евро на борьбу с последствиями пожаров и наводнений.

В самой России ежегодно происходит более 30 тысяч лесных пожаров, огнем охватывается в среднем 1-2 млн га.

Не удивительно, что именно здесь и было создано, пожалуй, самое эффективное средство тушения таких пожаров - это неизменная звезда всех "Гидроавиасалонов" - гидросамолет Бе-200. Нынешний год не стал исключением, Бе-200 исправно солировал на выставке, демонстрируя забор воды прямо из залива и последующий ее сброс на место условного пожара.

Бе-200 - самолет относительно новый по сравнению с теми, что применяются за рубежом. Первый полет он совершил 24 сентября 1998 года. Самолет способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности и применяться для тушения пожаров. В течение одного полета Бе-200 способен многократно забирать на глиссировании до 12 т воды и сбрасывать на горящую поверхность.

Он также может использоваться для поисково-спасательных операций, охраны водных поверхностей, экологических миссий, перевозки пассажиров и грузов. В 2003 году самолет Бе-200ЧС был сертифицирован Авиационным регистром МАК по нормам АП-25. В 2007-м было получено дополнение к сертификату типа, позволяющее использовать Бе-200ЧС для перевозки 43 пассажиров на маршрутах средней протяженности при базировании как на аэродромах, так и на воде. А в 2010 году самолетом был получен европейский сертификат типа (EASA).

Наличие европейского сертификата позволяет говорить об участии Бе-200 в создании объединенной Европейской противопожарной авиагруппировки. Это решение было принято еще осенью 2007 года. 1 октября 2007 года Сергей Шойгу (уже давно озвучивавший эту идею), будучи главой МЧС, сделал заявление, что Россия готова участвовать в данной программе. Более того, сама программа может быть построена вокруг того самого Бе-200, не имеющего аналогов в Европе и мире.

Серьезным препятствием на пути к реализации этой идеи является отсутствие у Бе-200 международного сертификата, это обстоятельство сдерживает не только его продажи, но и его применение в будущей международной авиационной противопожарной группировке.

Америка нам поможет?

Решить положительно этот вопрос, наверное, поможет подписанный 8 сентября Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г. М. Бериева контракт с американской компанией Seaplane Global Air Services на поставку самолетов-амфибий Бе-200ЧС компаниям США.

Он предусматривает поставку четырех самолетов и опцион еще на шесть самолетов этого типа. Первые две машины будут оснащены украинскими двигателями Д-436ТП, остальные - двигателями SAM-146 российско-французского производства. Компания рассчитывает повысить эффективность выполнения работ по пожаротушению, выполняемых в интересах своих заказчиков на американском и европейском рынках.

Также подписан контракт с чилийской компанией Asesorias СВР Ltda. Он предполагает поставку двух Бе-200ЧС и опцион еще на три таких воздушных судна.

В мае этого года "ОДК-Сатурн" и Safran Aircraft Engines договорились о проведении модернизации, включающей в себя серьезную доработку программного обеспечения цифровой системы автоматического управления, находящейся в эксплуатации версии двигателя SaM146 c целью его интеграции с самолетом Бе-200 и дальнейшей международной сертификации ремоторизированной версии.

Также был рассмотрен вопрос о создании центра по обучению пилотов и летно-технического состава на самолеты-амфибии Бе-200ЧС. С европейской фирмой Global Aviation Consulting Ltd. были обсуждены возможности привлечения самолетов-амфибий Бе-200ЧС для тушения пожаров во Франции, Италии и Португалии. Французские власти выразили готовность приобрести самолет с новыми двигателями SaM146.

Такие центры могут быть организованы и в других районах планеты, в частности в международных аэропортах в Санкт-Петербурге (Россия), Майями (США), Сиднее (Австралия), Сингапуре. Для создания гидропортов необходимо построить лишь гидроспуски и стояночные площадки для самолетов-амфибий. Также гидросамолеты типа Бе-200 могут садиться и на обычную взлетно-посадочную полосу. Создание таких международных сил быстрого реагирования для тушения пожаров, проведения спасательных операций на море при катастрофах и авариях, кораблекрушениях, борьбы с загрязнением в морских и океанских акваториях может быть реализовано только при объединении стремлений ряда крупных государств.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 сентября 2018 года | Дайджест публикаций за 11 сентября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Ридус». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости