О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Нельзя зацикливаться на Москве", - Юрий Коньков, челябинский аэропорт

Воздушные ворота Челябинска ждет масштабная реконструкция: к саммиту ШОС аэродром будет переоснащен светосигнальным оборудованием, позволяющим производить посадку при нулевой видимости

Воздушные ворота Челябинска ждет масштабная реконструкция: к саммиту ШОС аэродром будет переоснащен светосигнальным оборудованием, позволяющим производить посадку при нулевой видимости.

О реконструкции челябинского аэропорта, новых направлениях полетов и поисках базового перевозчика в интервью "ДК" рассказал директор Челябинского авиапредприятия Юрий Коньков.

- Третья категория ИКАО: посадка в любых метеоусловиях

Международный аэропорт "Челябинск" входит в 20 крупнейших аэропортов страны. Аэродром сегодня соответствует 8 категории УТПЗ (уровень пожарной защиты), располагает 27 местами стоянок воздушных судов и отличной взлетно-посадочной полосой 3200*60 оборудованной по 1 категории ИКАО. Все это позволяет принимать воздушные суда любого типа.

- Расскажите о планах реконструкции аэропорта?

- Планы до лета 2020 года стоят четкие и предельно понятные - подготовка аэропорта к приему саммитов ШОС и БРИКС. Это реконструкция и развитие всех элементов аэродрома, строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий, перепрофилирование действующего аэровокзального комплекса под международные линии с реконструкцией пункта пропуска через границу. В целом очень амбициозный и сложный план, но, по нашему мнению, вполне реализуемый.

Надо сказать, реконструкция аэродрома началась еще в 2015 году, когда мы счастливо воспользовались наличием строки на реконструкцию нашего аэродрома в федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России". В ФЦП было прописано государственное финансирование в размере 2,9 миллиарда рублей. Ряд инфраструктурных объектов к тому времени уже физически и морально устарели, и реконструкция была чрезвычайно необходима! Мы добились начала проектирования, но средства в бюджете перераспределялись на другие нужды, финансирование работ смещалось на все более поздний срок. Примерно в то же время губернатор Борис Дубровский сообщил о том, что есть устное подтверждение президента: Челябинск определен местом проведения саммитов ШОС и БРИКС. Началась оценка: смогут ли ключевые элементы инфраструктуры города обеспечить прием мероприятия такого уровня. Даже при беглом взгляде на аэропорт было понятно, что он и после обновления не сможет выполнить такую серьезную государственную задачу.

- То есть новости о возможном проведении в Челябинске саммита не слишком повлияли на планы реконструкции аэропорта?

- Напротив. Саммиты начинаются и заканчиваются в аэропорту, и такое масштабное событие требует особой подготовки. Уже тогда было понятно, что на проектирование нового аэродрома денег в государственном бюджете не запланировано, и мы взяли на себя обязательства за счет собственных средств разработать проект дополнительной реконструкции аэродрома к саммитам, с последующей безвозмездной передачей его Росавиации. Проект на сегодняшний день готов, находится на согласовании в Главгосэкспертизе, первые замечания уже пришли и устранены. Сам проект включал в себя, в основном, расширение перрона - стоянок для широкофюзеляжных самолетов, на которых сегодня летает большинство глав государств. Для разработки требований к подготовке к саммитам мы изучали опыт других аэропортов. Было четкое понимание, что речь идет об имидже государства и недопустимо проколоться ни в части обеспечения безопасности, ни в части обеспечения специальных технологий и процессов. Далее - стройка. А механизм выделения средств на строительство пока обсуждается на уровне профильных федеральных министерств, и в этом - главная угроза, потому что времени до саммита осталось мало, а объем работ большой!

Это, к сожалению, еще не все, что нужно для подготовки аэродрома. На первых заседаниях комитета по подготовке к саммитам нам была поставлена задача модернизировать аэропорт до третьей категории ИКАО, которая позволяет не закрывать аэродром и совершать взлетно-посадочные операции в неблагоприятных метеоусловиях. На Южном Урале такое бывает редко, несколько раз в году. Так что технически и статистически доработка многих систем для обеспечения "слепой" посадки - это перестраховка, и лучше быть готовым к различным ситуациям.

- Взлетная полоса будет по-прежнему одна?

- Да, у нас хорошая полоса. Есть запас пропускной способности, два работающих курса, один из которых будет соответствовать 3 категории ИКАО, отсутствие технических ограничений по типам воздушных судов. Полоса останется одна. Вопрос, связанный с ограничениями, сегодня в перроне. Раскрою маленькую тайну. Сегодня мы вынуждены отказывать некоторым перевозчикам, осуществляющим рейсы на больших самолетах, предположим, Airbus A330. И причина не в полосе.

- Какова общая сумма инвестиций?

- Я могу говорить только про суммы, которыми оперирует авиапредприятие. Если крупно, то это затраты на все, что касается аэровокзального комплекса. Реконструкция аэродрома - это государственное финансирование. Мне известны эти суммы, но этичней адресовать этот вопрос представителю собственника. Наши деньги - это около 5 миллиардов рублей, из них немного более 3 миллиардов - на строительство нового аэровокзала и закупку оборудования, почти миллиард - на расширение и реконструкцию международного сектора, порядка 600 миллионов рублей планируем направить на переоснащение парка и новые технологии работы с багажом - тягачи, тележки, перегружатели. Планируем покупать новые для нас виды техники: установку для кондиционирования салонов самолетов, наземные источники питания, новые амбулифты, автолифты для загрузки бортпитания. Будут затраты и на ввод в эксплуатацию недостроенного пятиэтажного здания и на частичную реновацию гостиницы. Планируется в течение года построить новый современный комплекс для службы спецтранспорта и аэродромной службы.

- Новый аэропорт примет первых пассажиров в январе 2020 года

В подавляющем большинстве аэропортов России действуют частные операторы. Челябинское авиапредприятие входит в группу "Новапорт", которой принадлежит 16 аэропортов в стране. За последний год группой завершена реконструкция аэровокзалов в Минеральных Водах, Тюмени, Волгограде, Калининграде и Новосибирске.

- Какие преобразования ждут здание аэропорта?

- Новый аэровокзал внутренних авиалиний  строится на месте пустыря. Уже есть контур здания, завершаем перекрытия второго уровня. Это будет здание 16,5 тысяч квадратных метров, четыре телетрапа, три этажа с повышенным уровнем комфорта в клиентских зонах, современная инженерия и оборудование, правильные технологические зоны. Спроектирована и комфортная привокзальная площадь: порядка 500 парковочных мест, новые маршруты движения транспорта. Здание нового аэровокзала должно принять первых пассажиров в январе 2020 года. Затягивать этот срок мы не имеем ни морального права, ни технической возможности, потому что уже начали перепроектирование действующего аэровокзала под международные линии и запустить его в эксплуатацию нужно будет уже к саммитам.

- Как вы относитесь к проекту ВСМ Челябинск-Екатеринбург?

- Хорошо это вообще или плохо, что есть под боком такой сосед, как Екатеринбург? Да, честно говоря, хорошо. Пассажиропоток "Кольцово" сегодня на 30% состоит из нашей зоны охвата. Люди вынуждены ехать в "Кольцово" тогда, когда мы не можем обеспечить необходимую географию полетов, цену перелета или удобный слот. Наш пассажир останется, а конкуренция заставит вводить новые направления, снижать стоимость перелета. А это возврат наших пассажиров из Екатеринбурга. Даже теперь, вводя новые направления, которые представлены в "Кольцово", мы наблюдаем этот эффект. Нам легче раскатывать новый рейс, если он был успешен у нашего соседа.

- Какова судьба старого здания аэропорта? По мнению краеведов, это единственное сохранившееся в Челябинске здание в стиле сталинский ампир.

- Лично мне нравится, как здание выглядит. Типовой фасад напоминает дома культуры и театры,  разница в деталях. К сожалению, здание в плохом состоянии, некомфортно и может быть опасно, а с точки зрения исторической ценности, к счастью или сожалению, никаких знаменитых личностей, рожденных или застреленных в его стенах, или написавших в нем или о нем поэму, не было. Историческая ценность проанализирована компетентной комиссией и не выявлена. Но опрос населения показал, что людям здание нравится. Поэтому, несмотря на то, что оно совершенно неудобно для пассажиров и ужасно с точки зрения технологий, мы сохраним его, перепрофилировав под зону прилета международного сектора.

- Какие новые направления появятся в этом году?

- А вы что ждете?

- Грузию и Таиланд, пожалуй.

- Грузия, кстати, обсуждалась как перспективное направление, и есть даже заинтересованные перевозчики с грузинской стороны. А Таиланд представлен - самолеты летают в две точки. Вопрос в том, когда можно будет улететь не только чартером, а регулярным рейсом, самостоятельно забронировав жилье. Китай вот-вот, по нашим ожиданиям, появится в качестве регулярного направления. Кроме того, если раньше на рейсах в Ереван, Душанбе, Ташкент, Ош можно было встретить преимущественно сезонных работников, то сейчас стало больше туристов и бизнес-пассажиров. При этом есть страны СНГ, поездки в которые носят преимущественно деловой характер: допустим, в Астану раз в неделю летать невозможно, потому что бизнес-пассажиру надо решить вопросы и вернуться одним днем. И сегодняшних трех рейсов в неделю с этой точки зрения недостаточно. А вот двух рейсов в неделю в Ереван - вполне. Обязательно останутся сезонные направления: Турция, Греция, Испания, дай бог, откроют авиасообщение с Египтом.

- А что с внутренними перелетами?

- Прошлый год мы закрыли с показателем 1, 517 миллиона пассажиров, в этом году, по ожиданиям, будет около 1,7 миллиона. Темпы роста выше рынка: Челябинск все-таки седьмой город России, а по пассажиропотоку - только на двадцатом месте. Основная причина - низкая подвижность населения. Это и низкая деловая активность, и специфика ВРП области, и отсутствие политических событий, и многое другое. Диагноз сложный. Но сейчас многое меняется! Появились серьезные политические и спортивные мероприятия международного уровня, усилилось внимание к экологии. Готовимся к саммитам 2020 года, что вообще многие зачисляли в категорию научной фантастики. У нас сейчас около 80% пассажиров - это Москва. При этом мы понимаем, что на некоторых рейсах в Москву транзитный пассажиров доходит до 70%. Это значит, что необходимо постоянно расширять географию. В этом году открыты прямые рейсы в Ростов, Минводы, Самару, Краснодар, Горно-Алтайск. Сезон отлетали при полной загрузке. В ближайшее время возобновятся полеты в Казань, усилится до ежедневного Новосибирск. Вместе с тем, вероятно, придется отказаться от рейсов в Тюмень, которые не пользовались большим спросом. Сейчас ведутся переговоры по поводу дотирования авиакомпаний со стороны регионального бюджета, мы продумываем собственные программы поддержки, чтобы заинтересовать авиакомпании базироваться здесь.

- Год назад обсуждалось, что базовым перевозчиком может стать авиакомпания "Ямал". Вообще, что это дает региону?

- Начну с того, зачем это нужно. Любая авиакомпания планирует сеть маршрутов с базового аэропорта, где прописаны суда. Это и удобные слоты, и оперативное реагирование на рынок.

К примеру, в Тюмени или Иркутске, где в принципе отсутствует крупное производство, и население в два раза меньше Челябинска, по два базовых перевозчика, и пассажиропоток ощутимо выше нашего.  Мы, будучи крупным промышленным городом, вынуждены ходить и упрашивать авиакомпании обратить внимание на наш рынок, при том что они озадачены своими базовыми городами и регионами. Поддержание темпов развития пассажиропотока, географии и частоты полетов для нас задача намного более сложная, чем для аэропортов, имеющих базового перевозчика, которые могут просто спокойно спать, перекладывая эти заботы на плечи авиакомпании.

Кроме того, когда авиакомпания совершает разлеты с базового аэропорта, она формирует более удобные слоты. Мы же все летим на Москву, при этом трансферных пассажиров - большинство на рейсе. А это прямое следствие бедности географических направлений. Поэтому и пик - с двух часов ночи до шести утра. Это очень неудобное время для пассажиров: чтобы в шесть улететь, надо встать в три часа ночи - понятно, что работоспособность почти на нуле и крайне тяжело адаптироваться. С базовым перевозчиком мы будем иметь более комфортное расписание и больше прямых рейсов. Полагаю, нашлось бы немало желающих слетать погулять в Питер на выходные, если бы были удобные дневные рейсы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Деловой квартал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка