Автор: Алексей Виноградов
Опубликовано: 18.09.2018, 09:27
 

Вертолетных дел мастер


[image]

Современные вертолеты ГКУ "МАЦ", на которых доставляют пострадавших в больницы и тушат пожары, требуют бережного и аккуратного обращения. Ведущий инженер по обслуживанию авиатехники Алексей Орлов (на фото), недавно отмеченный мэром столицы благодарностью за безаварийную работу, рассказал "ВМ" о технической стороне жизни вертолетного отряда.

- Алексей, расскажите, как вертолетчики реагируют на сцены в боевиках, где герои прямо в воздухе пересаживаются за рычаги вертолета, крутят петли и так далее.

- С улыбкой. Нам странно видеть, как это вертолеты взлетают в пять секунд, без разогрева и проверки систем, например. Но это же кино, там зато все красиво, хоть и постановка.

- Сложно было сюда устроиться?

- Помог английский язык. Со школы была к нему тяга, а когда я пришел сюда, в МАЦ, здесь были два типа зарубежных вертолетов, и к ним вся документация на английском. Устраивался в МАЦ в 2011году и даже подумал, что тут секретная организация. Проверяли не только мои знания, но и характер, психологию.

- Сложно было "пересаживаться" с самолета на вертолет?

- Уверен, летчику переучиться гораздо сложнее. А технику проще - можно переучиться хоть на вертолет, хоть на дирижабль, хоть на ракету. Есть разница, но технические принципы везде одни и те же. Компоновка только разная. Я инженер по планеру и двигателю. А есть еще инженеры по электрическому оборудованию и связи. Но могу спокойно разобраться с любой поломкой, почитать карты и документацию, а пилот в небе должен принимать решение за доли секунды.

- Какими вертолетами вам пришлось здесь заниматься?

- В основном ВК-117 "Еврокоптер". Надежная машина. Хотя наши "Камовы" проще: они чуть грубее, но на них легче найти повреждение, отремонтировать. Они как автомат Калашникова: зимой, летом, в грязь и слякоть - если обслуживать, все отработает пусть и грубо, но без ошибок и поломок.

- Как в вашей жизни вертолеты появились?

Родился на Камчатке, в военной семье. Я потомственный вертолетчик, сын пилота. Очень горжусь отцом. У меня недавно родился второй сын. Старшему шесть лет, и я ему объясняю так: "Есть люди, которые машины ремонтируют, а папа - вертолеты". Он еще ни разу их не видел. Но пока говорит, что хочет быть кондитером. Асам сладкое не ест.

- Что самое сложное в работе инженера?

- Найти место поломки. Мелочи случаются часто, а сложные поломки - редкость, машина удачная. Но у нас они все проходят обслуживание по планам и графикам, при смене сезона, за этим следит целый отдел. Перекрестный контроль служб, как в армии. У этих машин тонкая система настройки винта, о которой даже немцы - производители говорят, что ее "могут настроить только два человека в мире". Но мы все вместе, инженеры и техники, с ней разбирались до тех пор, пока она не стала абсолютно понятной. Еще был такой нюанс: пилот перед полетом обязан сделать тест автопилота. Летчики пожаловались, что тест не начинается. Мы долго искали неисправность, все перерыли, а в итоге выяснилось, что ручка очень чуткая - сдвинешь ее на миллиметр, и автопилот не тестируется. Доли миллиметра влияют!

- Как проходит дежурство по смене инженера в МАЦ?

- Изучаю прошлое дежурство, потом назначаю техников на участки - у меня 18 человек в подчинении в смену. Потом решаю вопросы контроля работ, в конце смены отчитываюсь начальству. Если надо, решаем вопросы замены запчастей - все нужное у нас есть. Все наши вертолеты всегда на ходу. У инженера-вертолетчика, который еще и отец двоих сыновей, есть свободное время? Может, даже есть хобби? Увлекался до свадьбы охотой. А второе хобби - гараж и старенькая "Нива". С ней я проделал все, чего не приходилось делать на вертолетах: всю азбуку ремонтных и слесарных работ.

Справка

"Московский авиационный центр" (ГКУ "МАЦ") был создан в 2003 году для эвакуации пострадавших в ДТП. На вооружении центра состоят легкие вертолеты ВК-117 "Еврокоптер", средние Ка-32А и тяжелый Ми-26Т. "Камовы" и Ми применяются для тушения пожаров с воздуха. Легкие вертолеты - для медицинских нужд. На балансе МАЦ - пять площадок при больницах и на МКАД.

 

Дайджест прессы за 18 сентября 2018 года | Дайджест публикаций за 18 сентября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Вечерняя Москва». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Московский авиационный центр (в процессе тестирования)