О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Добыча пассажиропотока из полезных ископаемых

В удаленных регионах России в советское время система аэропортов и взлетно-посадочных полос активно формировалась в городах и поселках при добывающих предприятиях, а также в местах постоянной дислокации частей ВВС или других подразделений Минобороны

В удаленных регионах России в советское время система аэропортов и взлетно-посадочных полос активно формировалась в городах и поселках при добывающих предприятиях, а также в местах постоянной дислокации частей ВВС или других подразделений Минобороны. При СССР расходы на такую инфраструктуру покрывались либо государством, либо за счет предприятий и воинских частей. И проблемы многих удаленных малых аэропортов сейчас связаны с тем, что они находятся в населенных пунктах, где новых инвестпроектов нет, бизнес или военные более не поддерживают инфраструктуру в прежних масштабах, а эффективной системы госсубсидий взамен старой так и не появилось.

Впрочем, и сейчас запуск новых аэропортовых проектов на Крайнем Севере и в ДФО обеспечивается либо за счет важных госпроектов (например, по поддержке Курильских островов), либо частных инвестиций нефтегазовых или горнодобывающих компаний, запускающих крупные месторождения. Последний случай - это, по сути, часть инвестиций в разработку. В 2013 году "Сургутнефтегаз" построил в Якутии с нуля и без господдержки аэропорт Талакан рядом с Талаканским нефтегазоконденсатным месторождением, вложив 15 млрд руб. На Южно-Тамбейском месторождении газа в рамках проекта НОВАТЭКа "Ямал СПГ" в 2015 году был построен международный аэропорт Сабетта. В "Газпроме", владеющем аэропортами на Ямале и в Бованенково, а также в подмосковном Остафьево, пояснили, что они необходимы "в первую очередь для решения производственных задач", но главное - для перевозки работников на месторождения. В компании уточнили, что "не привлекали бюджетные средства для создания и развития" этих аэропортов, государство не оказывает финансовую поддержку аэродромной инфраструктуре "Газпрома".

В ГМК "Норильский никель", которой принадлежит комплекс зданий и сооружений аэропорта Алыкель в Норильске, рассказали "Ъ", что в 2016-2018 годах Росавиация и компания вели проект реконструкции ВПП. Проект финансировался в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России", ГМК участвовала в проекте на условиях ГЧП. Общие инвестиции составили более 12,5 млрд руб., бюджет выделил 7,6 млрд руб., "Норникель" - около 5 млрд руб., из них до конца года 3,5 млрд руб. будут вложены в модернизацию инфраструктуры и оборудования. В ГМК говорят, что это и "важнейший социальный проект": на предприятиях компании в регионе и на Таймыре работают около 60 тыс. человек. Фактически в данном случае "Норникель" сохранил на Таймыре элементы "советской модели" развития: часть транспортной инфраструктуры осталась за комбинатом.

В Кировске (Мурманская область), где находится горнодобывающее предприятие "Апатит" "Фосагро", эта группа развивает аэропорт Хибины, в него и горнолыжный курорт "Большой Вудъявр" компания вложила более 3,5 млрд руб. С 2015 года на модернизацию аэропорта (с учетом займа на покупку самолетов базовым перевозчиком Хибин - авиакомпанией "Северсталь") "Фосагро" направила более 700 млн руб., в том числе 90 млн руб. в 2017 году. "Инвестиции в аэропорт имеют долгосрочную окупаемость и сейчас носят характер социальных вложений",- отметили в компании, добавив, что развитие курорта увеличит пассажиропоток и ускорит окупаемость проекта.

"Полюс" намерен модернизировать малый региональный аэропорт Бодайбо в Иркутской области для освоения крупнейшего в РФ месторождения золота Сухой Лог. В 2017 году правительство РФ исключило аэропорты области из федеральной программы модернизации, эта инфраструктура была передана региону. Но затем "Полюсу" и властям Бодайбо удалось договориться с Москвой, чтобы в 2022 году аэропорт был включен в госпрограмму, на его реконструкцию выделят 660 млн руб....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка