О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Разбились в сумерках: версии гибели замгенпрокурора России

Причиной катастрофы вертолета в Костромской области, в которой погиб заместитель генпрокурора Саак Карапетян, мог стать незапланированный полет, о котором не знали диспетчеры, рассказали источники "Известий" в авиационной отрасли

Причиной катастрофы вертолета в Костромской области, в которой погиб заместитель генпрокурора Саак Карапетян, мог стать незапланированный полет, о котором не знали диспетчеры, рассказали источники "Известий" в авиационной отрасли. Он проходил в сложных метеоусловиях. По мнению экспертов, причиной трагедии также могла стать плохая подготовка пилотов. Вертолет упал вечером в среду, 3 октября, на северо-западе Костромской области в районе деревни Вонышево. Помимо Карапетяна на борту находились еще три человека, все они погибли. Компания "Хелипорт Москва", с площадки которой вылетел вертолет, прекратила прием заявок на полеты.

Хроника трагедии

Северо-Западное управление на транспорте Следственного комитета возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц") по факту катастрофы вертолета AS 350 B3 в районе деревни Вонышево Солигаличского района Костромской области, произошедшей вечером 3 октября. По данным Генпрокуратуры, погибший Саак Карапетян официально находился в отпуске.

3 октября, раннее утро. "Вертолет AS 350 B3 двигался по маршруту "Хелипорт" (Москва) - Плес (Спасское) - Дьяково. Он летел в уведомительном порядке, информацию о полете передал органам Единой системы организации воздушного движения, то есть проблем здесь не было", - сообщил "Известиям" источник в авиационной отрасли.

3 октября, 10:10. В четверг на aviaforum.ru со ссылкой на Вологодский районный центр Единой системы организации воздушного движения появилось сообщение, согласно которому в селе Дьяково борт приземлился 3 октября в 10:10. Село расположено в 10 км от Костромы и в 50 км от Плеса.

3 октября, 17:30. Из официального сообщения компании "Хелипорт" следует, что "последний сеанс связи с пилотом состоялся 03.10.2018 в 17:30, пилот сообщил что план закрывает, полет завершен".

3 октября, 21:15. По данным МЧС, в 2-х км восточнее населенного пункта Вонышево Солигаличского произошло крушение вертолета.

По данным aviaforum.ru, после сообщения очевидцев о ЧП, Северо-Западный Авиационный координационный центр поиска и спасания (АКЦПС) связался с диспетчером планировщика полета - компанией "Хелипорт". Там заявили следующее: "Воздушное судно находится на земле. Борт порядок".

Из этого можно сделать вывод, что диспетчер не знал о полете. То есть пилот не сообщил наземным службам о том, что решил совершить еще один перелет. По неизвестным причинам он отклонился от первоначального маршрута. Поселок Вонышево находится в 130 км на северо-восток от Костромы и в 80 км от села Спасское.

В поисково-спасательных работах участвовали пожарно-спасательные подразделения МЧС России, областной спасательной службы, Рослесхоза и волонтеры.

Кому принадлежал вертолет

Из первых сообщений о катастрофе следовало, что вертолет принадлежит компании "Хелипорт Москва". Однако владелец компании Александр Хрусталев в разговоре с корреспондентом "Известий" опроверг эту информацию.

- Вертолет вылетал с площадки "Хелипорт Москва", но компании он не принадлежал. Это как раньше взлетали с поля, а теперь с нормальной сертифицированной площадки. Вертолет принадлежал частной компании, - сообщил "Известиям" Хрусталев.

"Воздушное судно принадлежит на праве собственности ООО "МКБ-Лизинг", далее было передано в долгосрочную аренду нескольким компаниям", - добавили в пресс-службе "Хелипорта".

В интернете можно найти фотографии, на которых запечатлен вертолет AS 350 B3 с бортовым номером 07272 (аналогичный разбившемуся в Костромской области) и логотипом "Хелипорт", выставленный на стенде компании на выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2017. Ранее воздушная машина с этим бортовым номером была сфотографирована возле Троице-Сергиевой лавры во время визита Патриарха Кирилла в июле 2016 года.

- Возбуждено дело, и сейчас во всех организациях, которые имеют к этому отношение, осуществляется проверка - это естественно. Соответственно, все наши структуры представляют документы. Вертолет абсолютно в исправном состоянии, пилот имеет все сертификации и все возможные допуски к полетам, полет был санкционированный, а со всеми остальным подробностями, с причинами крушения разберутся органы, - заявил "Известиям" Александр Хрусталев.

Днем 4 октября компания прекратила принимать от клиентов заявки на полеты. В этом убедился корреспондент "Известий", попытавшийся заказать в "Хелипорт" перелет из Москвы в Плес. Специалист компании сообщила, что 4 и 5 октября улететь не получится, и предложила возобновить переговоры 6 октября. Причиной этому было названо отсутствие свободных бортов.

Версии катастрофы

"По предварительной информации, [крушение произошло] из-за сложных метеоусловий по маршруту следования вертолета", - сообщил "Известиям" источник в авиационной отрасли. Согласно этой версии, вертолет задел верхушки деревьев и рухнул в лес. Не исключено, что полет проходил в условиях плохой видимости - по метеорологическим данным, в 18:14 в районе полета вертолета уже были сумерки.

Агентство "Интерфакс" со ссылкой на собственный источник сообщило, что пилот совершил вынужденную посадку в 130 км от Костромы по метеоусловиям. Пилот дал заявку на полет на 4 октября, но 3 октября примерно в 18:00 в сумерках и без санкции взлетел, проследовал к аэродрому Чухлома и разбился по дороге.

Эксперты, опрошенные "Известиями", называют косвенной причиной катастрофы состояние системы подготовки пилотов.

- Нам нужно реформировать систему обучения пилотов и развивать эту отрасль. Она сейчас стагнирует в первую очередь потому, что слишком сильно закручены гайки, - отметил председатель правления общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов "АОПА-Россия" Владимир Тюрин.

По словам руководителя общественного движения "Профсоюз пилотов авиации общего назначения" Вадима Цыганаша, еще одна проблема - сокращение количества центров подготовки пилотов.

- За последние несколько лет Федеральное агентство воздушного транспорта закрыло 225 авиационных учебных центров. К их деятельности предъявляются все более жесткие требования, которым они не могут соответствовать. В итоге качество подготовки пилотов ухудшается, - сообщил Вадим Цыганаш.

По его словам, еще одним фактором, негативно влияющим на ситуацию, являются сложности с получением разрешительных документов на эксплуатацию легких воздушных судов. "В результате у пилотов мало часов налета, и это влияет на правильность принятия решений в сложных ситуациях", - уверен эксперт.

Каждая авария с высокопоставленными пассажирами вызывает к жизни версию о давлении на пилота. Такая информация появилась, например, сразу после катастрофы вертолета Ми-8 в 2002 году, в результате которой погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Правда, впоследствии пилот Тахир Ахмеров в интервью "Известиям" опровергал информацию о том, что губернатор приказал ему лететь, несмотря на плохие погодные условия.

"Лебедь к нам заходил в кабину лишь один раз - когда ставил задачу на полет. Сложившиеся условия позволяли продолжать полет. Если бы я видел, что существует реальная угроза безопасности, я бы развернул вертолет", - отмечал он.

Тем не менее версия давления на экипаж возникала и в январе 2009, когда в Горном Алтае разбился вертолет с полпредом президента России в Госдуме Александром Косопкиным, и в мае того же года, когда во время охоты на вертолете погиб губернатор Иркутской области Игорь Есиповский.

Бывшие пилоты отмечают, что принятие решения о продолжении полета в непростой ситуации - всегда ответственность пилота.

- Какие отношения складывались между пилотом и пассажирами в конкретной ситуации никогда не известно, но известно, что, как правило, пилот при принятии решения находится в пограничной ситуации - когда еще можно, но вот-вот будет нельзя. Такова практика, - сказал Вадим Цыганаш. - Именно здесь нужна хорошая школа, хорошая методическая подготовка - это то, чего не хватает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка