Автор: Юрий Авдеев
Опубликовано: 08.10.2018, 08:16
 

"Сокол" следит зорко

Инновационная разработка многоцелевого назначения.


[image]

На Международном военно-техническом форуме "Армия-2018" стендовая экспозиция Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" вызвала большой интерес у посетителей выставки. Особой популярностью пользовался экспонат чучела птицы, который при ближайшем рассмотрении оказывался беспилотным летательным аппаратом. О своей разработке обозревателю "Красной звезды" рассказал преподаватель кафедры изыскания и проектирования аэродромов подполковник Артур Шубин.

Идея создания беспилотника в форме птицы пришла к преподавателю академии в 2012 году на… рыбалке. В тот день птицы вели себя очень шумно. Как говорится, рыба тишину любит, а тут над водной гладью разыгрывались нешуточные воздушные баталии с таким птичьи гомоном, что хоть удочки сматывай. И вдруг в одно мгновение во всей округе птичьи полеты и перебранки прекратились.

В небесной вышине парил кругами сокол. Именно тогда вместо рыбы была поймана идея, что такой "камуфляж" и режим полета можно использовать для различных целей.

О том, насколько проблематичен для авиации так называемый птичий фактор, свидетельствует статистика. За период с 1.01.2005 по 31.08.2015 год в автоматизированной системе обеспечения безо­пасности полетов гражданских воздушных судов России зарегистрировано 544 авиационных события, связанных со столкновениями самолетов и вертолетов с птицами. Наиболее часто случаи столкновения с птицами отмечаются во время взлета, начального набора высоты - 137 (25,2 процента), захода на посадку и посадки - 145 (26,5 процента).

Сила удара птицы величиной с морскую чайку при скорости полета самолета 320 км/ч составляет 3200 кг, а при скорости 960 км/ч, свойственной реактивной авиации, - уже 28  800 кг.

Аналогичная статистика с летными происшествиями, вызванными неблагоприятной орнитологической обстановкой, и на аэродромах государственной авиации.

Вот почему было решено реализовать идею. Она была дополнена мыслью оснастить летательный аппарат звуковым сигналом атакующей хищной птицы.

Работа по созданию первой модели началась со сбора фотографий с парящим соколом и изу­чения информации по этому роду хищных птиц, широко распространенному в мире. Как выяснилось, самая большая из соколиных птиц, обитающих в России, - это самка сокола-балабана. Выбор большего размера был обусловлен возможностью установки различного оборудования.

Выбранный прототип после некоторых изменений с использованием графической программы был перенесен на бумагу в реальном размере, а затем и на лист пенополиуретана.

Материал был выбран по нескольким принципиальным факторам: легкий; прост в обработке и ремонте; прочный, но при этом не нанесет серьезных повреждений при падении на что-либо. Поскольку аппарат собирался в домашних условиях и за свой счет, то минимизация финансовых затрат тоже была в приоритете.

По совокупности всех реализованных идей беспилотник "Сокол" проходит процедуру получения патента.

Каких-либо особых трудностей с созданием фюзеляжа не возникло, имелся опыт постройки летательных аппаратов. Модель получилась достаточно легкой и вместительной для установки полезной нагрузки. Самым сложным стало придание соответствующей раскраски, которая наносилась в виде самоклеящейся пленки на готовый фюзеляж и крылья. И за помощь в этом, так как двух рук для оклейки не хватало, отдельное огромное спасибо Артур Шубин говорит своей супруге Марии за ее терпение, понимание, содействие.

Летные испытания созданного изделия начались в 2013 году. После успешного выполнения первой серии полетов последовало постепенное совершенствование принципов и системы управления. Затем началась работа с целевой нагрузкой - установка автопилота, навигационной системы позиционирования, камеры наблюдения.

Особым этапом стало оснащение беспилотника звуковым генератором с записью крика атакующего сокола. Первые испытания звука в домашних условиях заставили котенка спрятаться под диван "на вечное поселение", а бедный кролик долго искал в комнате "пятый угол".

Кстати, с птичьими криками тоже не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Первая передвижная биоакустическая установка начала эксплуатироваться в Нидерландах в 1956 году. Случайно или нет, но при трансляции использовались крики бедствия американских чаек и чибисов. Оказалось, что европейские соплеменники не понимали их языка, результаты получились отрицательными.

К тому же птицы привыкают к отпугивающим средствам, убедившись в отсутствии реальной опасности для себя. В данном случае беспилотник не только выполнен как хищная птица, но и может атаковать в любой момент времени. В результате возникает тройное воздействие: имеется соответствующий визуальный облик, на летательном аппарате воспроизводится звук хищника, выполняется атакующий маневр на птичью стаю. В дополнение к этому птицы издают свой сигнал тревоги, чем увеличивают эффективность применяемого средства практически до 100 процентов.
На сегодняшний день "Сокол" существует в двух экземплярах, построенных по схеме высокорасположенного широкого крыла.

Помимо главной особенности - биологического камуфляжа, беспилотник имеет и другие новшества. Важной особенностью конструкции стало место установки толкающего воздушного винта с приводом от электродвигателя - внутри хвостового стабилизатора, что позволило повысить управляемость на малых скоростях. При этом длительность полета "Сокола" составляет до 40 минут, и он может нести целевую нагрузку весом до 1 кг.

По совокупности всех реализованных идей изделие проходит процедуру получения патента. При этом оно имеет хороший модернизационный потенциал с расчетом на серийное производство.
Например, изготовление фюзеляжа из пенополипропилена по сравнению пенополиуретаном может еще более существенно повысить выживаемость и ремонтопригодность "Сокола". Этот материал обладает необходимыми техническими качествами для использования на беспилотнике ближнего радиуса действия.

Совокупность внешнего вида, малого веса, компактности, прочности, а также простота запуска и беспарашютная посадка позволяют использовать "хищную птичку" не только для контроля орнитологической обстановки на аэродромах, но и сделать незаменимым помощником при решении задач видовой (воздушной) разведки силами специальных операций.

В настоящее время академия ВУНЦ ВВС "ВВА" оказывает содействие автору в развитии проекта в части арктического направления, и птица приобретает внешний вид полярной (белой) совы. Большая голова и мощные крылья данной птицы позволяют разместить, помимо звука, камер различного спектра видения, автопилота, дополнительную полезную нагрузку.

Разрабатываемый комплекс "Сова" предназначен для ведения разведки, определения координат наземных объектов и последующего наведения высокоточного оружия с использованием лазерного дальномера-целеуказателя и глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.

Отличительной особенностью нового изделия становится не только ведение разведки и лазерной подсветки обнаруженных объектов, но и применение отечественных длинноволновых систем инфракрасной оптики, позволяющее обнаруживать цели в условиях применения противником дымовых завес и других средств маскировки.

Установка ИК-камеры, тепловизора, лазерного дальномера-целеуказателя и вторичной обработки навигационной информации значительно расширяет функционал применения данного комплекса. Внешняя маскировка летательного аппарата позволяет значительно снизить высоту полета для наблюдения. Поскольку полярные совы летают днем и ночью, то это расширяет суточный диапазон применения данной маскировки.

В заключение стоит сообщить, что на "Армии-2018" один из представителей холдинга "Швабе" пообещал предоставить для проведения испытаний в данном комплексе компактную оптико-электронную систему наблюдения. А пару лет назад одна фирма в Новосибирске изучала возможные области применения для созданной ею оптико-электронной системы, работающей в ультрафиолетовом диапазоне. Пробное изделие на ее основе показало высокую эффективность в условиях Крайнего Севера при выполнении задач по наблюдению и поиску.

Все это свидетельствует, что у новой разработки уже авторского коллектива академии имеются хорошие перспективы для дальнейшего развития.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 октября 2018 года | Дайджест публикаций за 8 октября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости