Опубликовано: 09.10.2018, 08:04
 

QNH и Point Merge в Пулково


[image]

Как реализовывались пилотные проекты

2 февраля 2017 года начала свою историю новая структура воздушного пространства Санкт-Петербурга. Один из авиадиспетчеров в соцсетях поделился своими впечатлениями после внедрения QNH и Point Merge в аэропорту Пулково: "Наше небо теперь имеет новые трассы, точки, новые схемы прибытия и вылета, Point Merge, ниже эшелона перехода используются футы, а не метры, и давление QNH". Отметил и сам переход с одной структуры на другую: "Пилоты пока обновляют свеженькие воздушные пути, а мы работаем с новым пространством, смотрим на реальное движение и полеты в цифровом небе".

Переход на QNH

Рассказывает Андрей Кудрявцев, заместитель директора по ОрВД и ИВП филиала "Аэронавигация Северо-Запада" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в российской Федерации":

- Ровно пять месяцев назад от этой даты - 2 сентября 2016 года - Росавиацией было принято решение о реализации в филиале "Аэронавигация Северо-Запада" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" пилотного проекта по переходу на давление, приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере (QNH), при полетах ниже эшелона перехода в районе аэродрома Санкт-Петербург (Пулково). Проект так и назывался - "Пулково QNH".

Традиционно все началось с разработки плана и временного графика основных организационно-технических мероприятий по переходу на QNH. По реализации проекта проделан большой объем работы: проведена корректировка ранее разработанных схем маневрирования в районе аэродрома Пулково, изменена структура воздушного пространства в границах Санкт-Петербургского и Вологодского РЦ ЕС ОрВД для сопряжения маршрутов ОВД с новыми схемами маневрирования и изменяемым районом аэродрома Пулково.

Северо-Западный региональный центр аэронавигационной информации выполнил работу по оценке влияния новых аэронавигационных данных на схемы маневрирования в районе аэродрома Пулково с учетом перехода на QNH и внесения изменений в схемы маневрирования с учетом изменения структуры воздушного пространства Санкт-Петербургской зоны ЕС ОрВД.

При разработке схем маневрирования в районе аэродрома Пулково решено несколько задач:

  • построены бесконфликтные траектории отправления и прибытия SID/STAR;
  • организованы изолированные зоны ожидания;
  • применены технологии регулирования очередности заходов на посадку Point Merge;
  • применены параллельные взлетно-посадочные операции.

Для определения приемлемости безопасности полетов эксперты филиала провели предварительную оценку рисков, связанных с переходом ВС на полеты по давлению QNH в районе аэродрома Пулково, а также с изменениями структуры воздушного пространства в зоне ответственности органов ОВД. По результатам сделан вывод, что безопасность полетов будет приемлемой. Экспертная группа командно-летного состава авиакомпании "Россия" подтвердила обоснованность сделанных выводов. На летном тренажере А320 ПАО "Аэрофлот" был выполнен облет схем маневрирования и подтверждена возможность выполнения новых схем маневрирования воздушными судами авиакомпании.

Проведены мероприятия по доработке технических средств УВД. В филиале совместно с производителями оборудования - АО "Азимут" и ООО "Фирма НИТА" проведена работа, в ходе которой подтверждены функциональные возможности КСА УВД "Галактика", используемой в районе аэродрома Пулково при выполнении полетов по QNH. Доработка КСА УВД "Альфа" в Санкт-Петербургском районном центре ЕС ОрВД потребовалась только в связи с изменениями структуры воздушного пространства, для чего разработчикам систем УВД была направлена база данных по измененной структуре воздушного пространства в формате ARINC.

Одновременно с реализацией технической части проекта проводилась подготовка персонала обслуживания и планирования воздушного движения в Санкт-Петербургском и Вологодском центрах ОВД. В Санкт-Петербургском зональном центре ЕС ОрВД для работы в условиях измененной структуры ВП и в связи с переходом на выполнение полетов по QNH, были разработаны новые схемы маневрирования с процедурой регулирования очередности заходов на посадку Point Merge: утверждены программы, разработаны упражнения для тренажерной подготовки, методический материал, подготовлены инструкторы.

Схемы маневрирования в районе аэродрома Пулково SID/STAR и захода на посадку по приборам, за исключением конечного этапа захода на посадку, построены согласно спецификации RNAV1 (GNSS) в соответствии с программой "Организация воздушного движения при переходе к использованию наземных систем функционального дополнения GBAS (ЛККС)". Проведено обучение персонала аэроузлового диспетчерского центра и аэродромно-командного диспетчерского пункта Санкт-Петербургского центра ОВД.

Подготовлен "Порядок ОВД при выполнении тестовых полетов по схемам маневрирования аэродрома Санкт-Петербург (Пулково) в измененной структуре ВП с использованием давления QNH". После опубликования в АИП РФ циркуляра по выполнению тестовых полетов по новым схемам 05/16 (4 STAR, 4 SID), с 29.11.2016 по 15.01.2017 авиакомпания "Россия" выполнила 19 тестовых полетов по новым схемам маневрирования без замечаний и отметила, что поддерживает переход на новую структуру воздушного пространства в районе аэродрома Пулково с использованием QNH ниже эшелона перехода.

В январе 2017 года в АИП РФ была опубликована Поправка 02/17 о новых схемах маневрирования в районе аэродрома Пулково с датой ввода 2 февраля 2017 года. Перед этим самолетом-лабораторией филиала "Аэроконтроль" выполнена летная валидация схем.

После завершения всей работы в филиале был издан приказ от 30.01.2017 №35 "Об организации обслуживания воздушного движения с использованием измененной структуры маршрутов ОВД Вологодского и Санкт-Петербургского РЦ ЕС ОрВД и давления QNH в районе аэродрома Санкт-Петербург (Пулково)". С 00:00 UTC 2 февраля 2017 года произведен успешный переход на выполнение полетов по новым процедурам. При этом все экипажи ВС, выполняющих полеты в Пулково, положительно восприняли переход на новую структуру воздушного пространства с применением Point Merge и QNH ниже эшелона перехода - они отмечают значительное упрощение процедур ведения радиосвязи и снижение нагрузки на экипаж, что положительно влияет на повышение уровня безопасности полетов.

Внедрение Point Merge System

О процедурах маневрирования в районе аэродрома Пулково рассказывает Эльмар Александров, заместитель начальника службы движения Санкт-Петербургского центра ОВД:

- В рамках "Пулково QNH" внедрено несколько современных процедур ОВД, среди которых выполнение полетов с использованием давления QNH, назначение высот ниже эшелона перехода в футах, использование стандартных маршрутов прибытия по Point Merge.

Обращение к набирающей популярность в Европе технологии ОВД Point Merge было обусловлено устойчивой тенденцией роста пассажиропотока в аэропорту Пулково.

Преимуществом системы Point Merge по сравнению с векторением - традиционно основным методом регулирования очередности заходов на посадку в периоды повышенной ИВД, является уменьшение объема радиообмена между диспетчером и летными экипажами. Маршрут прибытия технологии Point Merge имеет участок задержки (sequencing leg), по которому прибывающее ВС следует без дополнительных указаний диспетчера. При необходимости регулирования очередности заходов методом векторения диспетчер задает последовательно 3-5 значений курса, чтобы создать интервал, а затем вывести ВС на линию пути маршрута прибытия или схемы захода на посадку. Это требует нескольких сеансов радиосвязи. При использовании Point Merge ВС самостоятельно выходит на траекторию задержки, а когда интервал с предыдущим прибывающим ВС создан, диспетчер дает указание следовать "прямо на" контрольную точку начального или промежуточного участков схемы захода на посадку. Вместо 3-5 сеансов связи в этом случае требуется всего один.

При выборе модели Point Merge System из вариантов Осло, Париж, Дублин за основу для Пулково был выбран Дублин. Расположение участков задержки в створе ВПП, как это было реализовано в Дублине, позволяет более эффективно регулировать очередность заходов по сравнению с траекториями задержки, расположенными на траверзах взлетно-посадочной полосы. Безусловно, и тот и другой варианты имеют свои преимущества и недостатки, предпочтение в выборе должно основываться на особенностях конкретного аэродрома и наличии воздушного пространства, свободного для маневрирования прибывающих ВС.

Диспетчеры АДЦ под руководством инструкторов успешно освоили новый метод на тренажерах. Каких-либо затруднений при переходе на новые маршруты прибытия не возникло. Персонал по достоинству оценил преимущества новой системы и использование траектории задержки с февраля 2017 года стало основным методом регулирования очередности заходов на посадку.

Первая реакция летного состава на внедрение маршрутов прибытия Point Merge в Пулково была настороженной. Высказывались мнения, что лучше бы использовать "тромбоны" как во Франкфурте. Кроме того, обсуждался вопрос заправки ВС дополнительным топливом с учетом удлинившихся маршрутов прибытия, что приводило к перерасходу топлива из-за увеличения массы ВС. Для оптимальной заправки топливом в 2018 году в АИП РФ по Пулково опубликованы маршруты прибытия по кратчайшему расстоянию. Эти маршруты не используются для ОВД, но позволяют производить расчет заправки ВС топливом без учета траекторий задержки. Таким образом, вопрос оптимальной заправки ВС для полета по маршрутам прибытия Point Merge был успешно решен.

Оценивая почти двухлетний опыт ОВД в районе аэродрома Санкт-Петербург (Пулково) с использованием технологии Point Merge, можно с уверенностью сказать, что новая технология показала свою эффективность, нашла положительные отклики как у диспетчеров УВД, так и у пилотов. Благодаря использованию данной процедуры значительно снизились операционные нагрузки на персонал ОВД, повысилась ситуационная осведомленность экипажей ВС в связи с предсказуемостью процедур органа ОВД, снизилось количество радиообмена. Работа по этой технологии позволила персоналу ОВД обеспечить безопасность и эффективность полетов в периоды повышенной интенсивности воздушного движения в 2017 и 2018 годах, а также в период проведения Чемпионата мира по футболу.

Можно с уверенностью сказать, что за Point Merge - большое будущее. Все больше центров ОВД в Европе проявляют интерес к этой технологии и планируют ее внедрение. Положительный опыт работы по Point Merge может быть распространен и в России.

Работу выполняли сообща

Ксения Краснова, заместитель начальника отдела разработки схем маневрирования в районах аэродромов, вертодромов ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"

- В рамках проекта "Пулково QNH" большая нагрузка и ответственность легли на плечи сотрудников отдела разработки схем маневрирования в районах аэродромов, вертодромов генеральной дирекции Предприятия в части организационных вопросов и разработки схем полетов по приборам в районе аэродрома Санкт-Петербург (Пулково).

Отделом выполнена наземная валидация стандартных маршрутов вылета, прибытия и захода на посадку с применением метода навигации, основанной на характеристиках (PBN), по навигационным спецификациям RNAV-1 и RNP APCH, совмещенных схем зональной навигации и традиционных средств захода на посадку. Эта работа подразумевала проверку независимым дизайнером разработанных схем полета по приборам на соответствие критериям ИКАО на программно-аппаратном комплексе расчета схем маневрирования с учетом искусственных и естественных препятствий в районе аэродрома (ПАК РСМ).

Результатом наземной валидации стали предложения по корректировке схем маневрирования в районе аэродрома Пулково, опубликованию дополнительной информации на аэронавигационных картах для представления большей ясности экипажам ВС.

Процесс валидации схем является неотъемлемой частью при внедрении схем полетов по приборам и соответствует требованиям документов ИКАО.

Внедрение новых схем полетов по приборам не заканчивается опубликованием разработанных процедур в АИП государства, а включает в себя и получение обратной связи. Так, по запросу Предприятия и Росавиации авиакомпания "Россия" провела опрос экипажей ВС и представила отзывы. Все они положительно восприняли переход на новую структуру воздушного пространства с применением Point Merge и QNH ниже эшелона перехода. Один КВС на вопрос: "Есть ли снижение энергозатрат экипажа при выполнении процедуры по сравнению с предыдущими схемами?" в комментариях написал: "Вопрос риторический?!". Все практические предложения экипажей были учтены при дальнейшей эксплуатации схем.

 

Дайджест прессы за 9 октября 2018 года | Дайджест публикаций за 9 октября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Air Traffic Control». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости