Автор: Марина Лобанова, ведущий специалист отдела ОрВД ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"
Опубликовано: 15.10.2018, 13:23
 

A-CDM. Востребовано временем


[image]

Комплексное внедрение концепции совместного принятия решений в аэропортах (A-CDM) позволяет добиваться более эффективного использования существующей наземной инфраструктуры, выявлять и использовать резервы пропускной способности аэродрома и органа ОВД, снижать эксплуатационные расходы всех участников процесса. О том, что такое A-CDM и каковы перспективы его развития в России, - рассказывает Марина Лобанова, ведущий специалист отдела ОрВД ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

С чего все начиналось?

Прообразом европейской A-CDM стала американская концепция совместного принятия решений (CDM), внедренная в 1998 году для нормализации работы системы ОрВД при серьезных снижениях пропускной способности аэропортов и секторов ОВД в сложных метеоусловиях. Данная концепция позволяла добиться ощутимых результатов в снижении задержек воздушных судов как на земле, так и в воздухе (до 15%).

Основываясь на положительном опыте, в начале 2000-х годов была проведена тестовая реализация концепции A-CDM в нескольких крупных европейских аэропортах, целью которой являлось изучение и адаптация американской концепции CDM для Европы. По результатам исследований была создана целевая группа (Airport CDM Task Force), задачами которой стали разработка инструктивного материала по внедрению концепции A-CDM (European A-CDM Implementation Manual) и сопровождение процесса ее внедрения.

Сегодня в Европе A-CDM реализован в 28 аэропортах, в том числе в крупных узловых аэропортах-хабах, и этот процесс продолжает набирать обороты. По мере дальнейшего роста объемов воздушных перевозок, развития низкобюджетных авиакомпаний, что обеспечивает дополнительный приток пассажиров в региональные аэропорты, можно с уверенностью прогнозировать, что количество аэропортов, имеющих статус A-CDM, будет неуклонно расти.

Что представляет собой A-CDM?

A-CDM - это принципиально новый подход к взаимодействию участников процесса выполнения полетов в аэропорту: оператора аэропорта, авиакомпаний, органа ОВД, обслуживающих компаний, органа планирования и координирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения.

Бытует мнение, что внедрение A-CDM заключается в интеграции существующих информационных систем участников процесса в единую платформу для эффективного и своевременного обмена актуальной информацией между всеми заинтересованными сторонами. Отчасти это так, но это лишь вершина айсберга.

В основе внедрения A-CDM лежит разработка единых процедур и технологий взаимодействия участников процесса. Это становится возможным посредством поэтапной реализации шести ключевых элементов A-CDM, каждый из которых играет важную роль для достижения конечного результата, при этом процесс внедрения данных элементов требует консолидации усилий всех его участников.

Базовые элементы концепции A-CDM:

  1. "Обмен информацией" обеспечивает обмен актуальными данными, связанными с подготовкой рейса к отправлению, между всеми вовлеченными в процесс A-CDM сторонами посредством созданной единой информационной платформы A-CDM.
  2. "Поэтапный подход" разбивает процесс "взлет рейса из аэропорта отправления − прибытие ВС в аэропорт A-CDM - подготовка рейса к отправлению - взлет ВС из аэропорта A-CDM" на ключевые этапы. Использование такого подхода позволяет всем вовлеченным в процесс A-CDM сторонам осуществлять мониторинг процесса выполнения полета и своевременно реагировать на изменения. На основе поэтапного подхода определяется ряд ключевых элементов, таких как заданное время отправления с места стоянки (TOBT), заданное время получения разрешения на запуск двигателей (TSAT) и заданное время взлета (TTOT).
  3. "Изменяемое время руления" используется вместо стандартного времени руления (одинакового для всех ВС) и определяется с учетом таких факторов как тип ВС, его летно-технические характеристики, время буксировки, выполнение противообледенительной обработки, место стоянки, маршрут руления, курс взлета/посадки, пропускная способность элементов летного поля и др. Данное время используется как для прибывающих, так и вылетающих ВС. Оно позволяет повысить точность расчетных и заданных ключевых времен, и, следовательно, оптимизировать ресурсы всех партнеров по A-CDM.
  4. "Формирование очередности отправления ВС" подразумевает переход от принципа "первый пришел - первый обслужен" к принципу "лучше спланирован - лучше обслужен", согласно которому оптимальная очередность отправления ВС определяется с учетом сложившейся воздушной, метеорологической и аэронавигационной обстановки.
  5. "Совместное принятие решений в неблагоприятных условиях" обеспечивает эффективное выполнение полетов в периоды, когда пропускная способность аэропорта ограничена (сложные метеоусловия, действие ограничений и т.п.).
  6. "Обновленная информация о полете" заключается в обмене информацией о прибытии и отправлении ВС между аэропортом и региональным органом планирования потоков воздушного движения (в случае РФ − Главным центром ЕС ОрВД). Это обеспечивает повышение эффективности планирования и координирования использования воздушного пространства и возможность управления пропускной способностью как в интересах аэропорта, так и органов ОВД.

Стоит подчеркнуть, что внедрение A-CDM не может осуществляться "под копирку". Оно должно основываться на оценке текущих ограничений каждого конкретного аэропорта и имеющихся ресурсов участников процесса.

В дополнение к внедряемым элементам A-CDM представляется важным проводить регулярную и сис­тематическую работу по информированию авиакомпаний и других заинтересованных сторон о том, что представляет собой процесс A-CDM, каким образом предполагается его внедрение в конкретном аэропорту, а также какие выгоды ожидаются от реализации проекта для всех его участников.

Формирование атмосферы информированности и доверия среди всех участников играет решающую роль.

Актуальный вопрос - создание специализированных сервисов, позволяющих упростить процесс пересогласования слотов и подтверждения ключевых времен эксплуатантами ВС. Подобный ресурс может служить для предоставления поддержки авиакомпаниям при возникновении вопросов по процедурам A-CDM. Наличие эффективного и действенного механизма получения постоянной обратной связи от эксплуатантов ВС позволяет качественно улучшать и ускорять процесс реализации концепции.

Каковы преимущества A-CDM?

Внедрение A-CDM в аэропорту нацелено на повышение эффективности процессов планирования рейсов и распределения ресурсов аэропорта, авиакомпаний, обслуживающих компаний и органа ОВД. A-CDM позволяет снизить задержки по прибытию и отправлению воздушных судов, а также повысить уровень пунктуальности и предсказуемости операций за счет эффективного обмена данными между всеми участниками в режиме реального времени и регламентации процессов подготовки ВС к вылету.

Применение A-CDM улучшает ситуацию с управлением располагаемыми ресурсами и стоянками аэропорта, снижает загруженность перрона и рулежных дорожек, уменьшает время ожидания ВС на предварительном старте. Все это особенно востребовано в условиях высокой интенсивности движения и при наступлении неблагоприятных условий.

A-CDM - постоянный процесс улучшения

Реализация A-CDM не ограничивается внедрением шести обязательных элементов, а представляет собой постоянный процесс улучшения функционирования аэропорта и после их внедрения. Для этого применяется мониторинг эффективности процессов A-CDM за счет определения ключевых показателей эффективности (KPI) для каждого из внедряемых элементов - важно, чтобы они отражали интересы всех участников. Анализ результатов мониторинга позволяет партнерам не только отслеживать преимущества внедрения A-CDM, но также помогает им устанавливать истинные причины отклонений от расчетных параметров конкретных рейсов. По результатам анализа должны быть приняты корректирующие меры для повышения эффективности функционирования системы A-CDM и аэропорта в целом.

A-CDM в аэропортах России

В России первопроходцем внедрения A-CDM стал международный аэропорт Шереметьево, который в 2014 году приступил к поэтапной реализации шести базовых элементов концепции. Движущей силой данного процесса выступает рабочая группа, включающая экспертов от АО "Международный аэропорт "Шереметьево", ПАО "Аэрофлот" и ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

Основной упор сделан на развитие и совершенствование ЦАБД "Синхрон" − центральной аэропортовой базы данных, предназначенной для планирования исполнения суточного плана полетов и управления производственными процессами. Данное IT-решение - собственная разработка сотрудников аэропорта Шереметьево и Шереметьевского центра ОВД, модули которого постоянно дорабатываются под конкретные задачи по повышению пропускной способности аэродрома. Особое внимание уделяется интеграции ЦАБД "Синхрон" с системами планирования ГЦ ЕС ОрВД.

Международный аэропорт Внуково, демонстрируя в последние годы динамичный рост авиационных перевозок, признал A-CDM действенным механизмом по повышению эффективности деятельности аэропорта. В 2016 году была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители АО "Международный аэропорт "Внуково" и ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" с привлечением базовых авиакомпаний и компаний по наземному обслуживанию. В настоящий момент специалистами генеральной дирекции ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" проведен анализ аэропортовой деятельности и разработан ряд основополагающих документов − "Концепция функционирования системы A-CDM в аэропорту Внуково" и "План-график внедрения концепции A-CDM". В соответствии с выработанным подходом ключевая роль в реализации концепции отводится регламенту взаимодействия участников процесса A-CDM и единой информационной платформе, интегрированной с системами организации потоков вылетающих и прибывающих ВС (AMAN/DMAN) АС ОрВД филиала "МЦ АУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

В 2017 году к числу аэропортов, внедряющих A-CDM, присоединился Домодедово. Рабочая группа из представителей Московского аэропорта Домодедово, ПАО "Авиакомпания "Сибирь" и ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обозначила своей целью разработку проектной, технической и технологической документации. На текущий момент ведется создание IT-платформы ACISP (Airport CDM Information Sharing Platform) для интеграции систем участников процесса в единую базу, проводятся работы по организации информационно-технического взаимодействия аэропортовых сис­тем с действующими системами филиала "МЦ АУВД" для обеспечения процессов формирования и оптимизации потоков ВС.

Безусловно, реализация A-CDM в российских аэропортах не ограничится Московским аэроузлом. С учетом прогнозируемого роста объемов воздушных перевозок закономерно ожидать расширения A-CDM и на другие аэропорты России. При этом стоит учитывать, что одну из ключевых ролей в данном процессе играет интеграция создаваемых аэропортовых платформ A-CDM с системой планирования ГЦ ЕС ОрВД, что позволит, помимо локальных преимуществ, дополнительно улучшить пунктуальность и прогнозируемость полетов в масштабах всего воздушного пространства Российской Федерации.

Подход к внедрению A-CDM в российских аэропортах, с одной стороны, должен основываться на индивидуальных потребностях и особенностях каждого конкретного аэропорта, а с другой, быть приведенным к единым стандартам в отношении протоколов обмена данными и технологий взаимодействия участников процесса. Баланс между этими элементами - залог успешной реализации A-CDM в России.

 

Дайджест прессы за 15 октября 2018 года | Дайджест публикаций за 15 октября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Air Traffic Control». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости