О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесные поводыри. Кто ведет самолеты верным курсом

О профессии авиадиспетчера известно не так много: они не красуются на рекламных постерах авиакомпаний рядом с подтянутыми бордпроводницами, не купаются в шквале апплодисментов в конце полета, а их работа почти не заметна пассажирам

О профессии авиадиспетчера известно не так много: они не красуются на рекламных постерах авиакомпаний рядом с подтянутыми бордпроводницами, не купаются в шквале апплодисментов в конце полета, а их работа почти не заметна пассажирам.

Но без авиадиспетчеров не состоится ни одно воздушное путешествие, даже самое краткосрочное. И 20 октября эти люди со стальными нервами отмечают свой профессиональный праздник. Почему так важно, чтобы командиры воздушных судов слышали диспетчеров, находящихся за сотни километров от них на земле, рассказывает начальник Петропавловск-Камчатского районного центра единой системы организации воздушного пространства филиала "Камчатаэронавигация" Сергей Бутаков.

Незримые помощники

Сам Сергей Владимирович только 3 года назад пересел из кресла авиадиспетчера в кабинет руководителя. И о профессии небесного поводыря говорит с восхищением: шутка ли, некоторым его коллегам в крупных аэропортах удается одновременно вести до 30 самолетов в час. Хотя ученые умы утверждают, что человек может сопровождать взглядом не более семи объектов, но, видимо, авиадиспетчеры - исключение.

- Я - классический потомственный авиатор - мой папа, в свое время, был бортмехаником вертолета "Ми-8". Ну а я, конечно, все детство торчал на аэродроме, поэтому выбор профессии был для меня предопределен, - вспоминает Сергей Владимирович. - Окончил Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации и вернулся на Камчатку, на должность диспетчера по управлению воздушным движением. Свою профессиональную деятельность начал в Усть-Большерецком вспомогательном районном центре, там был диспетчерский пункт, который осуществлял обеспечение полетов в своем районе ответственности. Работы хватало - в те времена на западе края воздушное движение было очень плотным. Вот мы и регулировали воздушное движение, ведь без наших четких и уверенных рекомендаций пилоты в небе между собой "не разберутся".

Ольга Хохлова, kamchatka.aif.ru: А свою первую смену помните?

Сергей Бутаков: Вы спросили, и я только сейчас задумался, что в самолете, который я сопровождал в первую рабочую смену, летели мои родители из Хабаровска. Конечно, чувствовал ответственность и напряжение. Но все эмоции авиадиспетчер должен оставлять за пределами рабочего места, иначе профессионально выгорит очень быстро.

Под зорким приглядом

Кстати, не стоит думать, что у камчатских авиадиспетчеров работы немного из-за крупного елизовского аэропорта. В воздушном пространстве нашего края выполняют полеты российские и иностранные авиакомпании, воздушные суда государственной и экспериментальной авиации. Также выполняются чартерные рейсы, рейсы бизнес-авиации иностранных авиакомпаний с посадкой в главном камчатском аэропорту. Он, кстати, является и запасным для воздушных судов иностранных авиакомпаний, круглосуточно выполняющих полеты по трекам над Тихим океаном. Прибавьте к этому ежедневную организацию полетов по внутренним авиалиниям, постоянную опасность выброса вулканического пепла, сильнейшие циклоны, и вы поймете, насколько трудна работа камчатских воздушных постовых.

Несколько лет назад авиадиспетчеры "Камчатаэронавигации" переехали в новое комфортабельное здание, из которого и контролируют небо над полуостровом. Но что происходит в стенах бело-синей елизовской вышки посетителям аэропорта остается только догадываться, ведь на режимный объект без специального пропуска не попасть. Посторонним здесь, действительно, делать нечего - любая невнимательность авиадиспетчера может стоить очень дорого. Поэтому частое чередование труда и отдыха - одно из важнейших правил. После каждого часа работы полагается 20-минутный отдых. И даже если диспетчер говорит, что не устал - его все равно отправят.

Конечно, без современной аппаратуры работать было бы гораздо сложнее. Несколько лет назад на смену старым индикаторам воздушной обстановки пришли современные мониторы, на которые можно смотреть с любого угла, - рассказывает Сергей Бутаков. - Обновленная система полностью автоматизирована и закольцована - то есть любое действие диспетчера старта тут же отобразиться у диспетчера, который поведет самолет на большой высоте.

И все же главная составляющая безопасности любого полета - это профессионализм авиадиспетчера. Профессионализм и отменное здоровье: медкомиссии у небесных постовых такие же строгие, как у пилотов. Каждая рабочая смена авиадиспетчера начинается с обязательного медконтроля, потому что, выходя на дежурство, они должны быть абсолютно здоровы. Дальше - техническая учеба, изучение новых документов, правил. Затем - инструктаж от руководителя полетов, который рассказывает своим подчиненным о синоптической обстановке, состоянии аэродромов, запретах и ограничениях. Только после соблюдения всех инструкций авиадиспетчер может приступить к работе. И это не "перестраховка", ведь на плечах каждого из них - ответственность за сотни человеческих жизней.

- Сергей Владимирович, Камчатка находится далеко, и перелеты сюда достаточно длительные. Вот, например, рейс на Москву ведет один авиадиспетчер все девять часов полета?

- Конечно, нет. Наша работа требует максимальной концентрации, а сохранить ее на протяжении многих часов без перерыва невозможно. У каждого диспетчера своя зона ответственности: кто-то отвечает за запуск двигателя и набор минимальной высоты, следующий - за определенный участок пути и так до самого Шереметьево, до момента остановки двигателей. Ни одно воздушное судно не остается без зоркого пригляда авиадиспетчера. Эта система отточена десятками лет, и никаких исключений здесь быть не может.

Влюбленные в небо

- Пилоты с вами не спорят?

- Споры в эфире ни к чему хорошему не приводят. Это понимают и диспетчеры, и пилоты. Слово диспетчера в эфире - закон. Наши указания выполняются беспрекословно, и любые вольности запрещены. Есть десятки должностных инструкций, которые четко регламентируют все, что говорят в эфире диспетчер и пилот. Даже если экипаж воздушного судна по каким-то причинам не может выполнить требования диспетчера, он обязан об этом сообщить. Кстати, каждый наш специалист обязан очень хорошо знать английский язык, и авиадиспетчеры обязаны поддерживать свой высокий языковой уровень.

Кроме того, важно, чтобы в диалоге "диспетчер-пилот" не было никаких двусмысленных слов. Все четко, разборчиво, уверенно. И все же мы люди, а не машины, поэтому и здороваемся с пилотами, и благодарим их, и желаем хорошего пути. Некоторых из них я знаю лично, но большинство имен ребят мне незнакомы, но даже в этой ситуации они должны быть уверены, что на нас можно положиться в критической ситуации.

- А какими, по-вашему, личностными качествами должен обладать хороший авиадиспетчер?

- Стрессоустойчивость, спокойствие, способность здраво мыслить и умение принимать правильные решения в условиях дефицита времени. Не обойтись без способности концентрировать внимание, дисциплинированности. Для нас любая ситуация - штатная, хотя они и меняются очень быстро: то погода раскапризничается, то вулканы пепловыми выбросами сюрпризов подкинут. У каждого воздушного судна свои размеры, скорость, технические характеристики, и каждое из них нужно "разрулить". Так что у авиадиспетчера работа напряженная, но очень интересная.

- Какие преференции положены за такую напряженность?

- У нас достойная заработная плата, санаторно-курортное лечение, ранний выход на заслуженный отдых. Молодые люди, кстати, в нашу профессию идут охотно: в России всего три вуза готовят авиадиспетчеров, и желающих поступить всегда предостаточно. "Камчатаэронавигация" готовит для себя сотрудников еще со школьной скамьи: мы заключаем договоры с вузом на целевое обучение студентов и после получения диплома приглашаем их в наш коллектив.

Кстати, в службе движения Петропавловск-Камчатского филиала "Камчатаэронавигация" трудятся 109 сотрудников, и 18 из них - женщины. Так что представительницы прекрасного пола тоже уверенно держат камчатское небо на хрупких плечах. И у них это отлично получается.

- Вы так много знаете об обеспечении безопасности полетов. А сами летать не боитесь?

- Нет, уверенно чувствую себя как в кресле авиадиспетчера, так и в кресле пассажира воздушного судна. Одна авиакомпания в своем журнале целую статью посвятила звукам, которые могут раздаваться на борту самолета во время полета, и которых не стоит пугаться. А мне все понятно и без статей, поэтому летаю я с удовольствием. Знаю, что на земле наш самолет ведут люди, влюбленные в небо, на профессионализм которых можно положиться.

Руководство ФГУП Госкорпорации по организации воздушного движения филиала "Камчатаэронавигация" сердечно и искренне поздравляет своих сотрудников, коллег, а также ветеранов отрасли с профессиональным праздником - Днем авиадиспетчера! От всей души желает им крепкого здоровья, успехов, семейного благополучия и всех земных благ!

Справка

Ежедневно в воздушном пространстве Камчатки выполняют полеты более 50 российских и иностранных авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «АиФ - Камчатка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка