Опубликовано: 18.10.2018, 14:31
 

Пермские орнитологи исследуют российские аэропорты, чтобы обеспечить безопасность полетов


[image]

Ученые Пермского университета в течение года проводили орнитологические исследования на территории двух российских аэропортов. Сейчас орнитолог и эколог Роман Харин и инженер-эколог Михаил Колодкин составляют список рекомендаций для работников аэропортов по предотвращению столкновения птиц и самолетов.

В городах Игарка и Сургут орнитологи исследовали территорию аэропортов в радиусе 15 км. Ученые определяли характер орнитологической обстановки на аэродроме и выявляли условия, способствующие скоплению птиц. Экологи изучили направление и интенсивность перемещений птиц, их видовой состав и особенности поведения, высоты перелетов, численность и другие параметры. Исследование проводили двумя способами: наблюдением за птицами на специальных пунктах и проведением маршрутного учета.

"Чем больше скорость и высота самолета, тем выше опасность любых столкновений. При этом наиболее критичными являются моменты взлета и посадки. Наибольшую опасность для полетов птицы представляют в конце лета - в это время появляется большое количество молодняка, имеющего небольшой индивидуальный опыт. Кроме того, в это время молодые птицы склонны образовывать скопления и совершать кочевки. Таким же опасным является период сезонных миграций весной и осенью, когда птицы совершают массовые перемещения", - рассказывает Роман Харин, орнитолог Пермского университета.

Для исследователей важно было выявить видовой состав птиц, посещающих аэропорт и прилегающую к нему территорию. Особое внимание уделялось факторам, способствующим скоплению птиц и их привлечению на территорию аэропорта. Одной из главных проблем может стать близость к аэропортам различных хозяйственных объектов и городских свалок, где образуются большие скопления птиц, отмечают экологи. Местные особенности ландшафта, близость к аэропортам водных объектов и другие факторы также могут способствовать концентрации птиц и влиять на интенсивность сезонных миграций.

Ученые ПГНИУ, основываясь на полученных данных, помогут работникам аэропортов подобрать наиболее эффективные мероприятия по снижению вероятности столкновения птиц с самолетами на территории аэропортов. Сейчас они предложили начать биотехнические мероприятия по формированию растительного покрова на территории аэропорта. Для уменьшения привлекательности территории аэропортов для птиц скашивают траву и осушают водоемы. Кроме этого, существуют и другие способы отпугивания птиц в аэропортах. Например, акустические, когда крики бедствия (тревожные голоса) различных видов птиц отгоняют "гостей". Птиц отпугивают пиротехникой, бликами специальных каруселей с зеркалами, а в некоторых аэропортах держат ручных хищных птиц.

Работы были выполнены сотрудниками созданного на базе ПГНИУ ООО "Малое инновационное предприятие "Бюро охраны природы" в рамках исполнения госконтракта. В Пермском крае наибольшую опасность для самолетов представляют птицы из семейства чайковых, чей вес, в зависимости от вида, колеблется от 500 до 1000 граммов и которые могут образовывать крупные скопления. Опасность могут представлять мелкие стайные воробьиноообразные, голуби, дневные хищники, утки и врановые.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 октября 2018 года | Дайджест публикаций за 18 октября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Текст». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости