О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Билеты не той системы: что грозит авиакомпаниям России

Крупнейшие российские авиакомпании в ближайшее время могут столкнуться с серьезными проблемами

Крупнейшие российские авиакомпании в ближайшее время могут столкнуться с серьезными проблемами. Перевод серверов бронирования и продаж билетов в РФ может привести к проблемам с распространением проездных документов, предупреждает представитель S7. Российские инвенторные системы бронирования технически не в состоянии обеспечить потребности авиакомпаний, которые входят в глобальные авиационные альянсы, а международные операторы не заинтересованы инвестировать в перенос баз данных в Россию.

Российские авиакомпании в ближайшие время могут столкнуться с серьезными трудностями из-за новых требований к системам бронирования, разработанным Минтрансом.

Проект постановления правительства под названием "Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок" ведомство разработало и опубликовало еще 5 июля. В нем речь идет об инвенторных системах бронирования, где авиакомпании хранят данные обо всех билетах, бронированиях, взаиморасчетах, регистрации пассажиров. За каждое бронирование такой провайдер получает определенную плату. Соответствующие вычислительные комплексы, серверы и базы данных таких систем, по замыслу чиновников, должны находиться на территории РФ, а сам оператор также должен быть зарегистрирован в России.

Плата операторам таких систем в России составляет примерно 100 руб. за сегмент. Если взять за основу прошлогодние данные по пассажиропотоку (105 млн в год), то получатся, что ежегодный объем российского рынка инвенторных систем составляет около 10 млрд руб.

Переход планируется осуществить с 1 января 2020 года.

В настоящее время крупнейшие российские авиакомпании работают с иностранными системами: "Аэрофлот" - с американской Sabre, S7 - постепенно переходит со швейцарской SITA на испанский Amadeus, через который также осуществляет бронирования "Уральские авиалинии". Лоукостер "Победа" работает с Navitair. Остальные, менее крупные перевозчики, в том числе Utair, работают с российской "Сирена-трэвел", созданная в прошлом году авиакомпания "Азимут" - с Национальной системой бронирования (НСБ) "Ростеха", которую госкорпорация разработала совместно с аэропортом "Внуково".

Применение нового требования Минтранса может привести к полной остановке деятельности российских авиакомпаний или длительной и затратной процедуре перехода в другие системы бронирования. Об этом заявил гендиректор авиакомпании "Сибирь" (входит в S7 Group) Владимир Объедков в письме к президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну, пишут "Ведомости".

По его словам, российские системы не отвечают требованиям крупных авиакомпаний. Так, "Аэрофлот" входит в глобальный авиационный альянс Sky Team, а S7 - в One World. Российские системы бронирования технически не могут обеспечить работу в альянсах, признают менеджеры "Сирена-трэвел" и НСБ, однако добавляют, что теоретически их можно будет доработать в течение года, если будет соответствующий заказ.

Есть другой вариант - перенос глобальными игроками рынка информационных баз данных на территорию РФ, однако, как отмечает один из топ-менеджеров международного провайдера, такие крупные международные компании, как Sabre и Amadeus могут просто не захотеть инвестировать сотни миллионов долларов ради выполнения требований российского правительства.

Правда, топ-менеджер авиакомпании - клиента Amadeus отмечал, что этот игрок теоретически рассматривает возможность локализации в России.

Если, отмечает Объедков, "Уральские авиалинии" и "Победа" могут легко перейти к российскому провайдеру, то "Аэрофлот" или S7 могут столкнуться с серьезными убытками. Кроме того, полностью исчезнет возможность взаимодействовать с партнерами по One World, а если иностранные авиакомпании-партнеры не смогут продавать билеты на внутренние рейсы S7 - в год перевозчик потеряет не менее 5 млрд руб. выручки.

Представитель "Аэрофлота" от комментариев отказался. Представители S7, Sabre и Amadeus на запросы "Ведомостей" не ответили.

В Минтрансе заверяют, что в настоящее время ведомство совместно с ведущими авиакомпаниями и АЭВТ проводит работу по уточнению требований к системе оформления воздушных перевозок. При этом регулируется только оформление внутренних перевозок, международные перевозки будут по-прежнему выполняться в соответствии с установленными международными правилами, уточнил представитель министерства.

Между тем, локализация систем бронирований в России до этого обсуждалась в полуинертном режиме, некоторые игроки отмечают, что этот процесс активизировался после создания НСБ. В документе подчеркивается, что постановление правительства разработано в том числе в целях защиты суверенитета России. Система бронирования должна быть защищена от блокирования извне даже самим владельцем программного обеспечения.

Три года назад авиакомпаниям удалось "отбиться" от требования хранить данные пассажиров в России, когда вступил в силу "закон Яровой" - поправки в закон "О защите персональных данных". Тогда АЭВТ поясняла, что данные требования невыполнимы и могут остановить продажи билетов через интернет. Теперь перевозчики могут столкнуться с новыми сложностями....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка