О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ждать ли коллапса российских авиакомпаний

Применение предложения Минтранса на практике может привести к полной остановке деятельности российских авиакомпаний и длительной и затратной миграции в другие системы бронирования

Очередное доказательство поговорки, что дурная голова ногам покоя не дает, пришло на этот раз из авиационной отрасли.

Под дурной головой в этом случае надо понимать идею Минтранса о переносе в Россию серверов для продажи билетов и систем регистрации на рейсы с 2020 года.

Ни байта назад

Как признают все специалисты в области информационных технологий, "пакет Яровой" (как для удобства называют набор законов о контроле над киберпространством, принятых в 2016 году) невозможно исполнить на практике по сугубо технологическим причинам.

Когда в Госдуме голосовали за эти законы, там, вероятно, руководствовались принципом "Течет вода Кубань-реки куда велят большевики": то есть исходили из идеалистической концепции, что если будет закон, то природа просто никуда не денется, кроме как ему подчинится.

Вот и сейчас применение предложения Минтранса на практике может привести к полной остановке деятельности российских авиакомпаний и длительной (на два-четыре года) и затратной миграции в другие системы бронирования.

Первыми тревогу забили в авиакомпании S7, которая работает со швейцарской системой SITA. "Аэрофлот" работает с системой Sabre (США), его "дочка" "Победа" - с Navitair (тоже США), "Уральские авиалинии" - с испанской Amadues.

Из крупных российских авиаперевозчиков только UTair пользуется услугами отечественной "Сирена-Трэвел" (что, кстати, вполне вписывается в имидж компании, которая рекламирует свои маршруты "туда, где вас ждут", на фоне разваливающихся пятиэтажек и прочих "родных красот").

Для тех же авиакомпаний, которые входят в глобальные альянсы (OneWorld, Star и SkyTeam), реализация подобного "импортозамещения" будет означать невозможность оставаться участниками этих команд.

"Сирена" воздушной тревоги

Минтранс озабочен сохранением личных данных россиян, чтобы к ним не могли получить доступ иностранные "враги", предполагает сотрудник журнала "Авиатранспортное обозрение" Максим Пядушкин.

Это требование ведь в рамках "законов Яровой" распространяется не только на авиапассажиров, но и на любых граждан РФ, которые так или иначе засвечивают свои личные данные на иностранных серверах. Поэтому требования к авиакомпаниям ничем не отличаются от аналогичных требований к другим провайдерам, - сказал он "Ридусу".

Хотя до сих пор не было отмечено ни одного случая утечки личных данных авиапассажиров из России через системы бронирования в руки злоумышленников, в Минтрансе пользуются принципом "береженого Бог бережет".

К тому же правительство хочет сильнее загрузить отечественные системы бронирования НСБ и "Сирена", что имеет и конкретный экономический смысл, добавляет Пядушкин.

Подавляющее большинство российских авиаперевозчиков уже и так работает с одной из этих систем. Но здесь хитрость в том, что это большинство суммарно обслуживает меньше пассажиров, чем "три кита" российской авиаотрасли - "Аэрофлот", S7 и "Уральские авиалинии". А вот они как раз работают с зарубежными серверами,- говорит он.

Для собственно пассажира нет никакой разницы, какой системой бронирования пользуется его авиакомпания: он видит на экране стандартный набор граф, отличающихся у разных перевозчиков исключительно "скинами" - внешним оформлением.

Российская "Сирена-Трэвел" ни в коем случае не означает, что пользующиеся ею авиакомпании самоизолируются от мирового рынка авиаперевозок, то есть она не является "островной", подчеркивает Пядушкин.

Как российские авиакомпании могут пользоваться зарубежными системами бронирования, так и иностранные перевозчики могут использовать российскую "Сирену", если им это почему-либо захочется делать.

Говорят, что скоро все подорожает

Системы бронирования авиаперевозок в каком-то смысле являются аналогом системы всемирных межбанковских переводов SWIFT. Решение Минтранса полностью копирует ранее озвученные меры Центробанка РФ по страхованию российской банковской системы на случай ее отключения от международной системы SWIFT, с той только разницей, что в данном случае Россия действует проактивно, без каких-то поводов к беспокойству.

Инициатива Минтранса может иметь весьма неприятные последствия для авиакомпаний и, как следствие, для авиапассажиров, говорил ранее "Ридусу" глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Российские авиакомпании будут вынуждены - и административно, и технологически - построить собственные центры обработки данных на территории РФ и каким-то образом связать их с глобальными ЦОД по бронированию билетов. Это очень серьезные затраты, и авиакомпании со стопроцентной вероятностью переложат их на пассажиров. То есть инициатива Минтранса приведет к росту стоимости авиабилетов для конечного покупателя, - опасается он.

Если власти РФ будут директивно настаивать на отключении российских авиакомпаний от западных систем бронирования с 1 января 2020 года, не исключено, что "Сирена-Трэвел" и Национальная служба бронирования (НСБ) могут не успеть договориться с глобальными системами о создании "линков" между ними или физически не смогут в срок сконструировать такие связующие элементы.

Это приведет к тому, что российские авиакомпании на какое-то время "ослепят" своих зарубежных клиентов: те просто не смогут увидеть наличие мест на рейсах этих перевозчиков, чтобы бронировать их онлайн. Тем самым "Аэрофлот", S7 и другие российские перевозчики лишатся выхода на зарубежный рынок - и чтобы компенсировать выпавшие доходы, будут вынуждены переложить эти суммы на оставшуюся доступной им клиентуру - российских пассажиров. То есть при любом сценарии стоимость билетов для россиян вырастет, - прогнозирует эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ридус». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка