Автор: Иван Сафронов, Анастасия Веденеева, Ольга Никитина
Опубликовано: 25.10.2018, 08:30
 

Объединенная авиастроительная госкорпорация

"Ростех" поглощает авиапром России


[image]

После полутора лет дискуссии "Ростех" получит более 92% акций Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Владимир Путин подписал соответствующий указ, на консолидацию отведено 18 месяцев. Однако для "Ростеха" это выльется не только в усиление авиакластера, на который уже приходится почти половина выручки госкорпорации, но и в проблемы поиска финансирования, например для проекта нового среднемагистрального самолета МС-21.

Владимир Путин подписал указ о передаче "Ростеху" акций ОАК "в качестве имущественного взноса РФ". По данным "Ъ", проект указа, разработанный в правительстве, был передан в администрацию президента около месяца назад. Госкорпорация должна получить 92,31% акций ОАК, принадлежащих Росимуществу, оставшиеся доли сохранятся у прежних владельцев в лице ВЭБа (5,11% акций) и частных акционеров. На преобразования отводится 18 месяцев - это "стандартный срок для прохождения весьма обширного набора юридических процедур", сказал "Ъ" топ-менеджер одного из предприятий авиапрома. В ВЭБе отказались от комментариев.

Глава "Ростеха" Сергей Чемезов назвал это событие "важнейшим моментом для авиапрома", поскольку "создается авиастроительное объединение национального масштаба - крупнейшее в России". Он заявил "Ъ", что консолидация "позволит сконцентрировать усилия государства, производителей авиатехники и ее компонентов для решения стратегических задач, стоящих перед отраслью". В "Ростехе" уточнили, что госкорпорация берет на себя серьезные обязательства, связанные с финансированием и реализацией госпрограмм и проектов в авиастроении, в первую очередь среднемагистрального самолета МС-21. В него "Ростех" готов инвестировать более 50 млрд руб. до 2025 года.

Президент ОАК Юрий Слюсарь заявил "Ъ", что в корпорации "рады возможности стать частью большой команды "Ростеха"". "Проведенные расчеты показывают наличие синергетического эффекта от вхождения ОАК в "Ростех" за счет доступа к технологическим, индустриальным и сервисным платформам, которые выстроила госкорпорация. Помимо достижения прямых эффектов от "умной консолидации" появляются возможности для заметного сокращения административных издержек и получения ощутимой прибавки в операционной эффективности",- подчеркнул глава ОАК.

"Вхождение ОАК в периметр госкорпорации усилит производственную кооперацию авиастроителей с поставщиками комплектующих из "Ростеха",- заявил вчера "Ъ" вице-премьер по ОПК Юрий Борисов.- А эффективность работы авиапредприятий повысится за счет оптимизации инвестпрограмм и сокращения операционных издержек". По предварительным расчетам, совокупный эффект от интеграции ОАК в "Ростех" в период до 2025 года "может достигнуть порядка 120 млрд руб.", уточнил он.

Обсуждение возможной передачи ОАК "Ростеху" шло с весны 2017 года. Тогда Сергей Чемезов впервые назвал вопрос вхождения ОАК в "Ростех" "целесообразным", но "не сегодня" (см. "Ъ" от 15 марта 2017 года). Схожего мнения придерживался и глава Минпромторга Денис Мантуров, возглавляющий наблюдательный совет "Ростеха" и совет директоров ОАК, а также ряд других чиновников правительства. Господин Чемезов в интервью "Ъ" говорил, что вхождение ОАК в "Ростех" позволит сделать "единую компанию типа Boeing или Airbus", которая сконцентрирует в себе полный цикл производства в одних руках и в одном месте.

Но при реализации идеи возникали сложности, связанные с различными вариантами интеграции. Как сообщал "Ъ" 1 февраля, речь заходила даже об объединении ОАК с холдингом "Ростеха" "Вертолеты России", но от этого отказались, чтобы не спровоцировать обязательный выкуп акций у частных инвесторов холдинга. Фонду Mubadala из ОАЭ принадлежит 12,5% акций "Вертолетов России", и арабы, как рассказывали источники "Ъ", "начали волноваться", поскольку "их мнения никто не спросил". Появлялся и риск возникновения права частных акционеров ОАК требовать выкупа акций, что могло обойтись в 30 млрд руб. (см. "Ъ" от 5 июля). Также отмечалось, что "Ростех" уже находится под западными санкциями, в отличие от ряда предприятий ОАК, что осложнит работу корпорации "Иркут" (производитель МС-21) и авиакомплекса имени Ильюшина (отвечает за развитие транспортной авиации).

По словам источника "Ъ" в оборонной промышленности, в итоге ОАК войдет в авиационный кластер "Ростеха", который возглавляет экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков. По объему выручки за 2017 год этот кластер является ведущим в госкорпорации: 229,8 млрд руб. от "Вертолетов России", 234,9 млрд руб. от Объединенной двигателестроительной корпорации, 115,1 млрд руб. от концерна "Радиоэлектронные технологии" и 31,6 млрд руб. у "Технодинамики". "После вхождения ОАК с выручкой примерно в 452 млрд руб. этот показатель только по авиационному кластеру превысит 1 трлн руб.,- говорит один из собеседников "Ъ".- Такой цифрой очень удобно оперировать перед потенциальным инвестором".

Впрочем, вместе с большими цифрами "Ростех" получит и "тяжелый хомут" в виде необходимости изыскивать средства под реализацию ключевых авиапроектов, прежде всего в гражданской сфере - это среднемагистральный МС-21, российско-китайский CRC-929 и новые модификации SSJ-100, говорит топ-менеджер одного из авиастроительных предприятий. "Финансово-экономический блок правительства поддержал такую схему только потому, что им нужно было снять нагрузку с бюджета,- подтверждает сотрудник Белого дома.- "Ростех", конечно, никто не бросит наедине с проблемами, но расчет на то, что решать их им придется преимущественно самостоятельно". Юрий Борисов подтвердил вчера "Ъ", что "в условиях ограниченных ресурсов федерального бюджета" "Ростех" готов дополнительно "инвестировать в ключевой проект российского авиастроения - МС-21 - десятки миллиардов рублей".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 октября 2018 года | Дайджест публикаций за 25 октября 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости