О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От Крыма до Ейска: "сухопутный авианосец" сдадут в конце года

Учебно-тренировочный комплекс для морской авиации НИТКА в Ейске будет использоваться при испытаниях новых самолетов и обучении летчиков

Российский флот получит "сухопутный авианосец" на Азовском море до конца этого года. Учебно-тренировочный комплекс для морской авиации НИТКА в Ейске будет использоваться при испытаниях новых самолетов и обучении летчиков. После того как с возвращением Крыма в состав России в распоряжении РФ оказался построенный там еще в советское время аналогичный комплекс, у военных возникли сомнения в целесообразности содержания сразу двух объектов. В итоге было принято решение развивать комплекс НИТКА и в Крыму, и в Ейске, но определить им разные задачи.

Минобороны приняло решение достроить учебно-тренировочный комплекс НИТКА в Ейске, рассказали "Известиям" в военном ведомстве. Работы будут завершены до конца года, после чего пилоты смогут в полном объеме отрабатывать там взлет с палубы авианосца и посадку на нее. Однако личный состав корабельных истребительных авиаполков продолжит тренировки в аналогичном комплексе в Крыму. А в Ейске будут готовить новые кадры и испытывать перспективную технику.

НИТКА (наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный) представляет собой аэродром с летным полем, размеры которого соответствуют габаритам летной палубы тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Поле оборудовано трамплином и авиафинишерами. Самолеты взлетают оттуда в сторону моря. Моряки и пилоты морской авиации между собой называют комплекс НИТКА сухопутным авианосцем.

Первый такой комплекс был построен в советское время на аэродроме близ крымского города Саки. Когда Крым оказался в распоряжении Киева, на нем первое время обучали украинских летчиков - пока не вспомнили, что у украинского государства нет действующих авианесущих кораблей. После этого стали сдавать НИТКА в аренду России для тренировок морской авиации нашего Северного флота.

Однако из-за частого нарушения договоренностей украинскими партнерами планы боевой подготовки российских летчиков неоднократно приходилось менять - к примеру, в 2008 и 2009 годах тренировок не проводилось. Как следствие, было начато строительство российского комплекса в Ейске, а от крымского тренажера по планам должны были отказаться в 2014 году. Первые самолеты с нового тренажера взлетели еще в 2013-м. Однако с возвращением Крыма в состав России вернулся и тренировочный комплекс, поэтому вопрос стоял уже другой - насколько целесообразно содержать два аналогичных объекта.

Если бы непременно надо было выбирать между двумя комплексами, то логично было бы сделать выбор в пользу НИТКА в Ейске, который хоть и недостроен, но оснащался более современным оборудованием и входит в состав Центра подготовки летчиков морской авиации (ЦПЛМА), отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков. В итоге военное руководство приняло решение оставить оба объекта, но диверсифицировать их функционал, чтобы у каждого было свое назначение.

- В Крыму будут поддерживать боеготовность летчики 100-го и 279-го корабельных истребительных авиаполков, - пояснил Дмитрий Болтенков "Известиям". - В ближайшее время крымский комплекс тоже будет модернизирован. То есть один объект станет работать на перспективу, а другой - на современность. Вообще большое спасибо тем людям, которые сохранили комплекс в Крыму в постсоветские годы, - не дали разграбить и растащить.

По мнению эксперта, одна из причин, по которым решили оставить и НИТКА в Крыму, связана с желанием военных сохранить историческое наследие и традиции палубной авиации России. В 1991 году командиром 100-го полка, расположенного на этом аэродроме, служил самый знаменитый палубный летчик, ныне Герой России Тимур Апакидзе. Командование Центра боевого применения корабельной авиации тогда приняло украинскую присягу. Апакидзе с подчиненными отказались это сделать, уехали служить на Северный флот и практически с нуля создали там палубную авиацию....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка