Эксперт
29 октября 2018, 14:05
Вызов для "Ростеха"
Президент России Владимир Путин подписал указ о передаче 92,31% акций ОАК, находящихся в федеральной собственности, госкорпорации "Ростех"
Главная проблема наших авиастроителей - гигантские производственные мощности, несоразмерные с объемами выпуска. Общая площадь заводов ОАК превышает 40 млн кв. м. Это больше, чем у всех ведущих авиастроительных компаний мира, вместе взятых. Например, у Boeing около 10 млн кв. м производственных площадей, у Airbus - порядка 15 млн. И это при том что американцы и европейцы ежегодно делают примерно по 800 самолетов всех типов, а мы не производим и полутора сотен. Избыток площадей объясняется тем, что российские авиазаводы до сих пор организованы по принципу натурального хозяйства. То есть имеют литейные и кузнечные производства, сами выпускают инструмент и оснастку. На эти низшие переделы продукции приходится более трети производственных площадей ОАК, а на занятых там сотрудников - чуть ли не 40% фонда оплаты труда. При этом ни на одном из наших авиазаводов до сих пор нет полноценного конвейера для выпуска финальной продукции.
Наконец, в отличие от грандов мирового авиастроения мы мало инвестируем в техническое перевооружение своих производственных мощностей. Так, если капитальные затраты Airbus составляют примерно 3,5 млрд долларов в год, то у ОАК этот показатель в семь раз меньше - менее 500 млн.
Теперь решением всех этих вопросов должен будет заниматься "Ростех". Главе госкорпорации Сергею Чемезову предстоит не только провести реформу укрупненного авиационного кластера, но и повысить производительность труда. "Актив непростой. Поэтому первоочередные задачи, стоящие перед нами, - оптимизация процессов управления и производства. Необходимо исключить дублирование функций, оптимально загрузить мощности, выстроить технологическую, производственную, закупочную кооперацию между производителями авиатехники и комплектующих", - сообщили в "Ростехе". Как это будет сделано, догадаться, в общем-то, несложно. Во-первых, в новых российских самолетах резко вырастет доля отечественных комплектующих, которые выпускаются "Технодинамикой", ОДК и КРЭТ. Это позволит эффективнее использовать производственные мощности кластера, сократить издержки и, возможно, снизить цену на финальную продукцию. А во-вторых, стоит ожидать резкого роста инвестиций в техническое перевооружение заводов и в автоматизацию производственных процессов. Так, "Ростех" уже выразил готовность выделить 50 млрд рублей до 2025 года на программу создания нового среднемагистрального самолета МС-21. А в целом в этот проект предстоит вложить еще как минимум 279 млрд рублей. Кроме того, 258 млрд потребуется инвестировать в переоборудование предприятий, а также в продолжение опытно-конструкторских работ. При этом сейчас, по данным Счетной палаты РФ, дефицит финансирования программы МС-21 составляет около 107 млрд рублей. А значит, госкорпорации придется где-то изыскать недостающие ресурсы и более эффективно расходовать уже имеющиеся. Часть средств можно сэкономить, проведя оптимизацию структуры авиационного кластера. По словам вице-премьера Юрия Борисова, по предварительным расчетам, совокупный эффект от интеграции ОАК в "Ростех" в период до 2025 года может составить порядка 120 млрд рублей. Но для реализации всего проекта МС-21 этого явно недостаточно. "Ростеху" предстоит серьезно подумать над тем, где взять еще как минимум 159 млрд....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят